Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 25

Взгляд назад

Россия! Как грустно!
Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, –
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!
О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы…
Отчизна и воля – останься, моё божество!

Я не случайно выше привел примеры и даты появления первых деревянных храмов на Севере, тем самым я хотел показать время и пути продвижения христианства по вологодско-вятской земле. Вот две отправные точки: Вологда и Устюг – оба одного года рождения, 1147-го. На фоне растущих городских новостроек меняется отношение людей к сохранению старой архитектуры. Об этом и пишет в своем стихотворении Николай Рубцов. На казавшиеся ранее обыденными строения мы смотрим уже по-другому, как на некое чудо, оставшееся нам от предков и радующее глаз. Общее стремление – сберечь это чудо, хотя бы так, как бережно хранят жители Лузского района Скалеповскую часовню, с которой я познакомил читателей «Опаринской сороки» 13 декабря 2018 года.

Одного стремления, конечно, мало: каждое здание – его архитектурные особенности, его историю необходимо досконально изучить, собрать мнения специалистов. Такую большую работу ведет Ольга Николаевна Буторина. Она родилась и выросла в Опарино, потому с таким трепетом и интересом складывает, как кубики, кусочки и мгновения Никольской церкви воедино. Хочется, чтобы таких энтузиастов было побольше. Может, тогда общими усилиями нам удастся решить вопрос о реконструкции опаринского деревянного православного шедевра на Верхней Моломе, который всего на два года моложе храма Преображения Господня на Кижском Погосте в Карелии.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 25
На снимке: храм Преображения Господня на Кижском Погосте в Карелии.

Наше путешествие по лальской земле продолжается. Отсчет идет от села Верхне-Лалье. Вот как его описывает краевед Николай Токмаков: «Верхне-Лалье называется селом, ещё недавно являвшееся административным центром сельского муниципального образования (в советской терминологии – сельсовет) в верховьях Лалы. Сегодня, как и в старину, это опять центр группы деревень на берегах Лалы. Село Верхне-Лалье – это формальное, официальное название. Местные же жители село всегда называли и называют Повостом (Погостом). Во времена расцвета, которое пришлось на 20-40-ые годы XX столетия, здесь насчитывалось 43 деревни с количеством населения почти три тысячи человек. Административным центром в те годы была деревня Пожарище. Мы уже давно проехали мимо этого населенного пункта и только из исторической справки узнали, что он существует. Это и побудило меня ещё раз перелистать страницы истории деревни Пожарище.

Откуда на лальскую землю пришло это имя – Пожарище? Могу предположить – с Вологодчины, на карте которой и сегодня восемь деревень с таким экзотическим именем, в Архангельской области три населенных пункта с названием Пожарище, один из них в соседнем с Лузским Котласском районе. Обращает на себя форма – не пожар, а, именно, в увеличительном виде – Пожарище. Из истории мы знаем, что крестьяне, уходившие из густозаселенных деревень, шли на отрубы, выжигали под дом и пашню леса и обустраивались. Свои селения они именовали по-разному: кто Гарь, Паломица и т.д. Может, и это имя Пожарище имеет такие же корни? Пожарище – национальная деревня Русского Севера. На древнейшем сухопутном пути, который соединяет реки Сухону, Уфтюгу и Кокшеньгу, в глубине Вологодского края, стоит деревня Пожарище, известная по письменным источникам с 1609 года.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 25
На снимке: праздник в вологодском культурно-этнографическом центре «Пожарище».

Сейчас эта деревня – центр сельского туризма. Здесь организован и действует этно-культурный центр «Пожарище». Тут тебя и в настоящей избе поселят, и в традиционный наряд оденут, и в хоровод затянут. Для сохранения многовековых традиций в 1994 году здесь был создан фольклорно-этнографический коллектив «Уфтюжаночка». Отмечу, что традиционными для жителей и гостей деревни Пожарище стали Рождественская неделя, Масленица, Пасха, Троица, Заговенье. Не один год на территории Уфтюжского поселения проводится фольклорный праздник «Живая старина». Здесь вас научат народным песням, женят, соблюдая все традиции, в настоящем свадебном сарафане. Побывав здесь, приходят в голову мысли о том, что иногда, достаточно воссоздать в селе быт прадедов, возродить ремесло, древние обычаи, и туристы с готовностью и радостью заплатят за возможность прикоснуться к историческим корням. А корни эти ведут в глубину веков, когда лальское Пожарище входило в Ильинско-Подомскую волость Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Пишу обо всём этом так подробно, чтобы у жителей одной из самых красивых и самых активных деревень Кировской области Опаринского района – Стрельской – появилось желание побывать на вологодском «Пожарище». Здесь они могут почерпнуть много нового для возрождения культурного наследия наших предков.

Хочу отметить, что православное движение, я осмелюсь его назвать так, в Лальске, в Фабричном и в Таврическом началось с протоиерея Федора Галича, который отдал Лальскому Благовещенскому храму и прихожанам более двадцати лет служения. Не раз бывал на его службах в Лальском Благовещенском храме. Был знаком и с уже ушедшим в мир иной иереем Николаем Ивановичем Ершовым, который до протоиерея Виктора Конева, впоследствии иеромонаха Леонида, служил в Устьнедумской церкви в Озерской. 29 июля 2017 года принял участие в службе в Лальской Благовещенской церкви иерея, настоятеля Алешинской Василия Облецова.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 25
На снимке 2012 года: лальские священнослужители – слева направо – иерей Василий Васильевич Облецов и протоиерей Федор Иванович Галич.

За минувшие годы, когда православие практически вышло из подполья, теплая волна душевного обновления коснулась многих. Николай Васильевич Осенников в нашем разговоре об этом сказал так: «Я жил и работал некрещеным. Воцерковление принял в 45. Что побудило меня обратиться к церкви? Прямого ответа на этот вопрос нет. Наверное, прежде всего, появилась потребность разбудить самого себя. Кажется, все нормально, мы живем, работаем, а о душе забываем. Бежим куда-то, торопимся, и вот наступает время, когда ты осознаешь, что пора остановиться, задуматься, сбросить с себя старый груз проблем и ошибок. И просто испросить совета, как жить дальше? Даже некрещеный в трудную минуту обращается с просьбой, как к последней инстанции, ко Всевышнему: «Господи, помоги!». И когда все разрешится, вздыхает с облегчением: «Слава Богу!». Вот Вам и ответ.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 25
На снимке: Благовещенская церковь в Лальске, которая будет опекать прихожан поселка Таврический.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 19
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 20
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 21
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 22
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 23
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 24

Николай Шкаредный, член Международной Ассоциации писателей.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

  1. Сергей

    Я много раз пытался от начала до конца прочитать тексты или посты Николая, но не получается. Удивительно скучный и нудный мужик, хотя возможно и старается. И членство в каком-то мутном союзе мало оправдывает такой безмерный набор слов без смысла.