А находится этот дом на одной из улиц поселка Опарино. И всех его жильцов: гномиков, русалок, лошадок, конфетниц, поваров, матрешек, клоунов, Соловья-разбойника и прочих обитателей, в том числе и денежные мешочки «на удачу», обереги – сделала своими руками Наталья Анатольевна Молчанова. Работает она диспетчером в пожарной части.
Идеи черпает мастерица из интернета – сидит на форумах, участвует в он-лайн конференциях – общается с такими же, как она, увлекающимися людьми, чему-то учится у них, чем-то сама делится с ними. У русалочки, как и полагается, зеленый рыбий хвост (для него подошли старые колготки, а чешуя – это вышивка нитками мулине).
Этим видом рукоделия (а как назвать иначе, если вещи делаются своими руками?) Наталья занимается лет шесть. До этого она, как и многие женщины, вязала, вышивала. И вдруг захотелось чего-то другого, большего.
В том же интернете нашла, как можно сделать куклу в текстильно-чулочной технике. Ничего необычного в таком названии нет – изделие выполняется из капроновых колготок. Сначала в дело шли ношеные, а затем Наталья поняла, что лучше брать новые. Теперь специально покупает, специально отбеливает – а как же, лица у кукол должны быть белыми. Способ отбеливания на первый взгляд может показаться необычным, однако он работает: берется активированный уголь, колготки кипятятся в нем ровно десять минут и приобретают цвет человеческого тела. Сначала пыталась использовать «Белизну», но личики желтели, приобретали морковный цвет.
Когда решила попробовать уголь, сначала было страшно: черный цвет, крупинки. Но все получилось. Одних колготок хватает на две игрушки.
Процесс изготовления любой куклы Наталья начинает с лица. Это – основное. Затем делается каркас.
«Вроде все делаю одинаково, – говорит мастерица, – а куклы все получаются разные. Почему так происходит, я не знаю. И по размеру, и по выражению лица. Даже если берешь одинаковые шарики синтепона, все равно одна кукла не похожа на другую – улыбкой, взглядом».
Итак, колготки отбелены. А как на лице появляются нос, губы, глаза, рот? «Все это из синтепоновых шариков. Сначала синтепон сваливается, затем идет утяжка. Нос утянутый, рот утянутый, даже морщины, на место щечек подставляешь шарики. Потом все это утягивается обычными нитками. Краски используются акриловые, полимерная глина, глаза – не пуговицы, как вы могли бы подумать – их выписывают через интернет».
Словом, интернет в плане творчества дает многое. Всего же Натальей изготовлено более полусотни кукол. Но сделать основу – это одно. Куклу нужно одеть в соответствии с заданным образом. Для этого в комнате стоит старенькая швейная машинка, на которой и шьются костюмы.
Но одними игрушками Наталья не ограничивается. Увидит что-то новое, необычное – и тут же возникает желание повторить изделие. Сейчас она занята изготовлением оригинальной наволочки. Процесс довольно трудоемкий, но результат того стоит. Эту технологию Наталья подсмотрела то ли у испанской, то ли у итальянской мастерицы. И решила: а почему бы и нет? Красиво, оригинально…
А кто или что получится в итоге, девочка или мальчик, иногда не знает и сама мастерица. Задумала веселого клоуна – глянь, а получилась клоунесса. Словом, иногда игрушки начинают жить собственной жизнью, и мастер не в силах на них повлиять. Случается, что «не идет» игрушка, хоть плачь. Причем и человека-то, для которого она делается, Наталья не знает. Видимо, от человека, его характера все-таки что-то зависит.
Сейчас у Натальи новые задумки. Ей очень хочется поработать в технике грунтового текстиля, «чердачной» куклы, которая выглядит искусственно состаренной… Осваивала японскую методику пэчворка без иголок. Мечтает делать героев популярных мультфильмов.
Есть ли желающие работать в данной технике? Приходили женщины, посмотрели – и отказались. Сказали, что слишком сложно.
Старание, трудолюбие, терпение и время, время… А еще – настроение. «Если его нет, я за работу не сажусь», – говорит Наталья.