«Поистине уникальны историко – культурные богатства Русского Севера. Из этой сокровищницы, составляющей неотъемлемую часть мировой культуры, предстоит черпать духовные ценности многим поколениям».
Д.С. Лихачев.
Главная задача, которая стоит перед взрослыми людьми – родителями и педагогами – воспитание счастливого ребенка, свободной личности.
Каков он, счастливый ребенок? Он уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми. Он оптимистичен, любознателен, все воспринимает с радостью. Воспитать такого ребенка можно, если и родители и педагоги проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и уважения к миру, его окружающему – природе и людям, умению жить среди людей. А это и есть составляющие духовно – нравственного воспитания и развития личности.
На протяжении длительного времени наши предки вводили подрастающее поколение в единую систему целостного мира посредством семейно – обрядовой и календарно – праздничной культуры. Благодаря этой культуре формировались такие качества личности, как милосердие, доброта, чувство меры, справедливость, терпимость, коммуникативность, трудолюбие, отзывчивость и другие.
Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, общины, семьи и воспитание полноценных членов социума.
Народная художественная литература, народное искусство как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером.
Народное искусство как проявление художественного творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образов). Народная художественная культура, включая все ее виды и жанры, обладает большими воспитательными возможностями, так как несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
В процессе знакомства с художественным языком народного художественного творчества обогащается собственное творчество детей, становится ярче и образнее речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, диалектов, имеющих место в русской речи. Все это способствует постижению духовных и морально – этических норм.
В детском саду общеразвивающего вида «Солнышко» поселка Маромица прошла неделя знакомства с традициями Вятского края. А это значит – и знакомство с народным творчеством родного края, и встречи с интересными людьми.
В нашем поселке живет и трудится замечательная женщина, мастер народных художественных промыслов Елена Алексеевна Шихова.
Вот к ней и пошли в гости на берестяные посиделки дошкольники подготовительной группы и учащиеся первого класса.
Елена Алексеевна родилась в 1955 году в поселке Опарино Кировской области. Она окончила техническое училище № 64 города Челябинска, получив специальность художника-оформителя. Занималась у мастера народных художественных промыслов Кировской области Ларисы Вениаминовны Сметаниной, затем осваивала ремесло самостоятельно.
В 2008 году Елене Алексеевне Шиховой решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
В национальном костюме, в лаптях из бересты встретила нас приветливая и доброжелательная хозяйка берестяной горницы.
С этого момента мы попали в сказочный мир художественных изделий из бересты. Очень интересно и в доступной для детей форме начала свой рассказ Елена Алексеевна. Дети слушали, затаив дыхание, ловили каждое слово мастерицы. Свой рассказ о творчестве Елена Алексеевна начала с того, что такое береста и каково ее значение в жизни человека.
Береста – это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название “бересто” известно с 15-16 веков. Позднее появились “берёста” и “береста”. Эти названия употребляются до сих пор.
Художественные изделия из бересты – оригинальный вид народного творчества. С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства – мягкость, гибкость и прочность. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. А разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их ерестяной лентой. Во дворе можно было встретить конную упряжь из бересты, веревки, поплавки на рыбацких сетях. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) – сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь – плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники – короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, – все это делалось из бересты.
Целый мир сказочных образов и героев, диковинных зверей и чудищ, забавных и смешных человечков населяет берестяное кружево, оставленное нам народными мастерами прошлого. Каким высоким талантом, фантазией и умением надо обладать, чтобы обычным ножом превратить простую бересту в замечательные произведения искусства, полные гармонии и поэзии. Елена Алексеевна начинала с простых берестяных солонок, туесков. Ей всегда хотелось создать интересный образ. В ее композициях героями становятся персонажи любимых с детства сказок. Вот и здесь не обошлось без этого. Дети с удовольствием обыграли русскую народную сказку «Маша и медведь» с помощью берестяных персонажей – большого берестяного медведя и куклы Маши, сделанной из текстиля.
Показала и рассказала нам Елена Алексеевнами освоенную ей еще одну традиционную технику – роспись по липе и бересте.
Главное в освоении любого ремесла – усидчивость и аккуратность. И, конечно, большое желание творить и создавать своими руками – так говорит Елена Алексеевна ребятам.
В конце посиделок дети с удовольствием потрогали и поиграли с берестяными фигурками животных, людей, мячиками, лодочками, погремушками. С интересом рассматривали украшения – бусы, обереги на голову, а также инструмент для плетения из бересты – кадочиг.
А еще больший интерес у детей вызвали берестяные грамоты. Они под руководством Елены Алексеевны оставили свои рисунки на бересте.
Но все, даже самое интересное, подходит к концу. Вот и ребятишкам тоже было жаль расставаться с гостеприимной хозяйкой. Но все они дружно пообещали, что, когда вырастут, тоже станут талантливыми людьми, будут любить свой край и уважать традиции своего народа.
Спасибо Вам, Елена Алексеевна, за интересную встречу.
«Мне кажется, научить можно любого, когда умеешь сам…», – так всегда говорит мастер народных художественных промыслов Елена Алексеевна Шихова.
Русын Любовь Геннадьевна, воспитатель детского сада «Солнышко» п. Маромица.