Как я пришел к капу и сувелю
Лет десять тому назад смотрел одну очень интересную телепередачу. Там показывали вятских мастеров – резчиков по капу. Тут-то и зашевелился тот самый червячок, который заснул до поры (помните, я говорил про красивые рукояти ножей у рыбаков и охотников). Буквально обалдел от увиденной красоты, которую делают на Вятке, и как будто что-то щелкнуло, где-то что-то включилось. Как же так, у меня на Вятке мои земляки такое вытворяют, а я как-то в стороне? Я тоже вятский парень, мне это тоже по душе. И начал искать информацию о подобном ремесле. Прочитал книгу Надежды Перминовой «Каповая шкатулка». В очередной раз, когда поехал на родину, посетил краеведческий музей, посмотрел на шедевры, созданные вятскими мастерами.
Начал сам потихоньку ковырять деревяхи имеющимся инструментом, по ходу дела покупал другой, делал сам, что было по силам. Ребята – коллеги по работе – видя мою увлеченность, приносили старые стамески (им уже не нужные), помогали в изготовлении самодельных (кстати сказать, старый инструмент по качеству на порядок превосходит теперешний). Вот таким образом я пришел к капу.
Сходство и отличие
А теперь непосредственно про кап и сувель.
Так уж в народе повелось, что кап и сувель – это одно и то же. Растёт на берёзе, крепкий, красивый – значит кап (да и само слово сувель не особо запоминающееся).
На самом деле это абсолютно разный по структуре и по красоте материал. Кап весь в завитушка и точках, а сувель берёт своим неповторимым перламутровым переливом. Если сравнивать их, то сувель против капа что серебро супротив золота. Оба красивые и крепкие, но кап встречается гораздо реже сувеля, поэтому кап дороже. Сувель же встречается довольно часто в природе, более доступный для мастера материал. И только по этой причине в моей коллекции изделия в основном из сувеля.
Где беру материал? Что-то нахожу в лесу, а в основном мне сувель привозят со всего северо-запада, почти с доставкой на дом. Я же работаю на фанерном предприятии, и берёзу везут к нам вагонами. Остаётся только спилить. Иначе нарост уйдет прямиком в дробилку, и вместо чаши или вазы будет куча щепы.
На коленке не вырежешь
Обработка сувеля дело нелёгкое и довольно грязное. На коленке вырезать не будешь, и я приспособил под мастерскую свой гараж. Теперь там находятся и материал для работы, и нужные станки, инструменты.
Для воплощения в жизнь какой-то задумки использую и сырой материал, и сухой. То есть, если я задумал изготовить что- то резное: чашу, ковш, статуэтку или что-то подобное, – то лучше его резать сырым, он легче режется, а потом досушивать. Если есть задумка изготовить какую-то столярную вещицу, шкатулку, вазу на токарном станке, то тут нужен уже сухой материал.
Форма нароста тоже иногда диктует своё. То есть, сувель уже на берёзе растёт и приобретает очертания чего-то или кого-то. У меня много таких сувелей, которые сразу говорили о себе. Вот тут лебедь, здесь змея, а это котик прилёг отдохнуть. Тут даже и фантазировать не нужно, природа уже задала формы. А зачастую бывает и так: вроде бы видишь что-то, а снимешь кору, и всё пропадает, вся задумка идёт прахом. Зато вырисовывается что-то другое.
И по времени, которое уходит на одно изделие, никак не рассчитаешь. Были идеи, которые делались на одном дыхании, а есть работы, которые до сих пор никак не доделаю. Как бы перегораешь в процессе, что-то пошло не так, матюкнёшся как следует, по-взрослому, и откладывается работа в долгий ящик. Одна такая уже года четыре лежит, хотя работы сделано процентов на 80.
Очень важна шлифовка
Чтобы кап или сувель раскрылись по-настоящему, показали всю прелесть своих узоров, приходится немало попотеть. Конечно, всякие там электрические инструменты ускоряют процесс, но конечный итог, доведение до идеала нужно делать только руками.
Сначала придаешь заготовке задуманную форму, убирая все лишнее. И уже потом приступаешь к окончательной обработке.
Казалось бы, ну что там шлифовать – шурши потихоньку наждачкой по дереву, делов-то. Ан нет, тут свои тонкости и премудрости. И времени на это уходит тоже немало.
После шлифовки конечный этап – покрытие изделия защитным слоем. Это, как правило, масло. В наше время очень много производителей масел, но классический вариант – масло льняное.
Я же как-то отошёл от льнянки, был случай, когда я покрыл тарелку маслом и всё бы ничего, но через день (примерно) она так сильно начала пахнуть рыбой, вернее, рыбьим жиром, что хоть в печку ее. Через какое-то время запах проходит, но зерно сомнения уже посеяно. И поэтому я покрываю некоторые изделия либо лаком, либо минеральным маслом, без цвета и запаха, оно продается в любых аптеках. А потом на финише вся эта красотища покрывается воском и становится янтарно – медовой.
Как насчет единомышленников?
Человеку всегда интересно знать, как к тому, что он делает, относятся другие. Вот и Владимиру нельзя было не задать вопрос, есть ли у него единомышленники, так сказать, товарищи по каповому цеху? Вот что он ответил:
– Есть парочка человек, с которыми обмениваемся идеями, делимся результатами работы. Но основная масса единомышленников разбросана по всей стране, и общаемся мы посредством интернета.
– Вы занимаетесь капом уже много лет. Знакомите ли с вашим творчеством людей ?
– Да. В октябре-ноябре этого года в Великом Новгороде прошла моя выставка «Вторая жизнь дерева», она стала второй по счету. Первая состоялась осенью прошлого года в Чудове. Ну и при желании кто хочет поближе познакомиться, на моей странице в ВК есть ссылка на виртуальную выставку.
Ссылка на виртуальную выставку. https://vk.com/album-9237117_275962904
Смотрите, любуйтесь на эти чудеса, которые представляет мастер из города Чудово, но с опаринскими корнями – Владимир Клемешов.
Путь, у которого нет конца
И последний вопрос, на который ответил Владимир: чем для него стала работа с капом – способом времяпрепровождения, возможностью для самовыражения, соприкосновением с миром природы или
еще чем-то?
– Начиная работать с сувелем и капом, я не подозревал, что они заведут меня столь далеко. Ведь стоя в начале пути, конца его не увидишь. Да я и сейчас не вижу ему конца. Далеко не всё ещё освоил, как хотелось бы. Глядя на именитых резчиков по капу, таких, как Виктор Суднов (создал свой стиль резьбы, ВИКСУ называется), Василий Попов (Коми, Сыктывкар), вятских мастеров капового промысла, понимаешь, что учиться есть чему и главное – у кого. Они очень яркий пример, так что есть на кого равняться и к чему стремиться.
Для работы с такими природными материалами, как и в любом деле, нужно иметь терпение, настойчивость (чего иногда не хватает), желание довести процесс до логического завершения. Но когда у человека есть хобби, страсть к любимому занятию, то не думаешь о качествах характера. Ты просто занимаешься любимым делом, тебе от этого хорошо, несмотря на то, что устал или замёрз. Как говорится, тело работает – душа отдыхает.
Вместо послесловия
Каповый промысел – один из древнейших на Руси. Он пришел к нам из глубины веков и не потерялся, а продолжает развиваться и достоин того, чтобы рассказывать о нем и о людях, которые этим занимаются.
Мы рады, что сегодня познакомили наших читателей с Владимиром Клемешовым, человеком по-настоящему творческим, обладающим богатым воображением и тонким художественным вкусом. В каждой созданной им вещи – фантазия и талант мастера, а еще – частичка его богатой души.
Фото предоставлены В. А. Клемешовым и С. Г. Краевым.
Молодец Володя.Так держать.Даже и не подумал бы в детстве,что в поселке Чурсья ходил рядом с нами такой самородок.Удачи тебе и новых успехов.