Церковь Николая Чудотворца. Историческая справка

Специальных архивных исследований по истории церкви Николая Чудотворца для данной публикации не проводилось. Вся историческая информация, которая нашла отражение в этом сообщении, получена из материалов, опубликованных в периодической печати и популярных изданиях. Следует отметить и путаницу с названием, когда во всех ранних публикациях Никольская церковь ошибочно именовалась Спасской.

Архивные источники по этой теме хранятся в основном в филиале Государственного архива Вологодской области (г. Великий Устюг), к территории которой относился Опаринский район до 1941 года. По административно-территориальному делению до Октябрьской революции 1917 года и в начале советского периода деревня Нижний Починок (в те годы – село Верхомоломское), где стоит Никольский храм, входила в состав Никольского уезда Вологодской губернии.

Известно, что Верхомоломская Спасская Николаевская пустынь, которой вначале принадлежал храм, была основана 16 мая 1663 года монахами Иосифом, Игнатием и Феодосием Киевлянином из Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга. «Сё место приложил Спасу да Николаю Чудотворцу Великого Устюга гостиной сотни Василий Иванов сын Грудцын, по своих родителех, в вечное поминовение…». Вскоре Иосиф направляется в Москву, добивается признания новой обители у царя Алексея Михайловича и получает от него жалованную грамоту на земельные угодья, средства на развитие монастыря и церковную утварь. По преданию, тогда были получены и принесены в обитель храмовые образы Спаса Нерукотворного, Николы Чудотворца и напрестольный крест.

Как отмечалось, монастырь и позднее получал дорогие царские вклады: в 1684 году Наталья Кирилловна Нарышкина подарила обители Евангелие в серебряном окладе и книгу «Апостол» в знак вечного поминовения о почившем супруге. К другим святыням, которые находились в храмах вплоть до их закрытия, относились черная мантия и деревянные костыли основателей и первых строителей пустыни.

По сведениям, на 1678 год обители принадлежали 5 дворов с населением 22 души мужского пола крестьян-«половников». К 1722 году количество монастырских крестьян увеличивается до 170 человек. В состав монастырских владений вошли 9 починков, 30 четвертей пашни и сенокосов на 2600 волоковых копен, 3 мельницы на реках Паломице, Волосенице и Чемельке, рыбные ловли на Моломе, Волманге, Кузюге, Кае и Езевике. Следует полагать, что образование ближайших починков – Нижнего и Верхнего (в административных справочниках ранних выпусков назывались Нижний и Верхний Монастыри), Частушонок, других поселений тесно связано с заселением монастырских земель в те годы.

Продолжение следует…

Часть 1

Добавить комментарий

  1. Василий

    Церковь видимо уцелела только потому, что в лесной глуши находилась.

  2. Василий

    Я не совсем согласен с Василием.Вначале она конечно стояла в окружении
    лесов,но уже много много лет стоит на открытом пространстве и подвержена воздействию снега,дождя,ветра.Из таких же бревен были сделаны другие постройки,но они не сохранились.Здесь явно чудо,т.е проявление сверхъестественного,а это нам объяснить не дано.Видимо над этим храмом Божиим совершается Божия благодать,которая действует так же,как и над мощами угодников Божиих,сохраняя их нетленными.А, например,у св.преподобного Александра Свирского сохранилось даже и тело.В этом легко
    убедиться,побывав в его монастыре,находящемся в Санкт-Петербургской епархии.