Церковь Николая Чудотворца. Часть 7

Главным украшением интерьера служил высокий пятиярусный иконостас. Комбинированный тип иконостаса Никольского храма совмещал расстановку икон трех верхних чинов на тяблах с каркасной конструкцией нижних ярусов, которые были оформлены пышной позолоченной резьбой барочного характера с царскими вратами «виноградной порезки». К настоящему времени уцелело одно верхнее тябло. Крылья местного ряда заходили на боковые стены храма. В отдельных публикациях указывалось, что часть икон нижнего (местного) яруса, относившихся к XVI веку, были наиболее ценными, находились под серебряными и золочеными окладами, украшенными жемчугом, часть которых, возможно, привезена из Москвы при основании монастыря.

Церковь Николая Чудотворца

Из сведений по истории монастыря известно, что в 1867 году крестьянин д. Холоватка Лаврентии Подволоцкий пожертвовал 60 руб. на изготовление и украшение резных царских врат. В 1966 году местный и праздничный ярусы иконостаса были вывезены неизвестными лицами.

Сохранившиеся иконы пророческого и праотеческого чинов предположительно датируются началом – первой половиной XVIII века. Это может означать, что образа были написаны ко времени освящения храма и не менялись все годы его существования. Представляем инвентарный список икон, происходящих из иконостаса Никольской церкви д. Нижний Починок (Нижний Монастырь), которые находятся на временном хранении в фондах Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых:

1) 1209. Пророк Илия. Дерево, паволока, темпера. 136×54;
2) 1210. Пророк царь Давид. Дерево, паволока, темпера. 135,5×53,5;
3) 1211. Праотец Иаков. Дерево, паволока, темпера. 135×54 / текст на свитке: «Сия заповедь дана вам: чтите Господа Бога своего» (Втор 6:5, неточное цитирование);
4) 1212. Пророк царь Соломон. Дерево, паволока, темпера. 135×54;
5) 1213. Праотец Асира. Дерево, паволока, темпера. 129×52,3;
6) 1214. Пророк Елисей. Дерево, паволока, темпера. 134×53,5 /текст на свитке основан на изложении событий Четвертой книги Царств: «Прообразовх милотию Святую Троицу ударением» (4Цар 2:9-15);
7) 1215. Пророк Даниил. Дерево, паволока, темпера. 136×53,5;
8). 1216. Пророк Исайя. Дерево, паволока, темпера. 136×53,5;
9) 1217. Праотец Иссахар. Дерево, паволока, темпера. 129×54 / текст на свитке: «Возлюбиши Господа и ближнего твоего яко самого себя», переложенное: «…и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами Твоими» (Втор 6-5);
10) 1218. Пророк Самуил. Дерево, паволока, темпера. 135×54;
11) 1219. Праотец Вениамин. Дерево, паволока, темпера. 130,5×53;
12) 1220. Праотец Адам. Дерево, паволока, темпера. 135×53 / текст на свитке: «Воскреси Бог семя другое Сифа вместо Авеля, брата его» как переложение: «И познал Адам еще [Еву] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт 4-25);
13) 1221. Праотец Сиф. Дерево, паволока, темпера. 131×53,5 / Текст на свитке: «[…] и широчайши земли ничтоже есмь» (В.В. Филатов, Ю.Б. Камчатнова, С.88);
14) 1222. Праотец Авель. Дерево, паволока, темпера. 130×53;
15) 1223. Праотец Рувим. Дерево, паволока, темпера. 132х54/текст на свитке: «Бегайте блуда и сребролюбия и пиянства понеже зло есть» (В.В. Филатов, Ю.Б. Камчатнова С. 87);
16) 1224. Праотец Аарон. Дерево, паволока, темпера. 135×53,5;
17) 1225. Праотец Моисей. Дерево, паволока, темпера. 134×53,5;
18) 1226. Праотец Иуда. Дерево, паволока, темпера. 131×54;
19) 1227. Пророк Захария. Дерево, паволока, темпера. 133,5×53,5;
20) 1228. Праотец Симеон. Дерево, паволока, темпера. 131×53;
21) 1229. Пророк Малахия. Дерево, паволока, темпера. 135,5×53,5;
22) 1230. Праотец Даниил. Дерево, паволока, темпера. 131,5×54;
23) 1231. Праотец Ной. Дерево, паволока, темпера. 132×53 / текст на свитке: «Господь Бог к Ною: время всякого человека приходит, тако наполни…», переложенное «И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти при¬шел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» (Быт 6-13);
24) 1232. Пророк Иона. Дерево, паволока, темпера. 136×54;
25) 1233. Неустановленный пророк. Дерево, паволока, темпера. 134×53,5;
26) 1234. Неустановленный пророк. Дерево, паволока, темпера. 136×55;
27) 1235. Праотец Гедеон. Дерево, паволока, темпера. 135×53,5;
28) 1236. Часть картуша с горизонтальной надписью посередине. Дерево, паволока, темпера. 63,5×119/«[Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, просяще прощения] прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия тьмы. Благодарственно вопием Ти: Радости исполни еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир» (тропарь Нерукотворенному образу Иисуса Христа);
29) 1237. Нижняя часть картуша с горизонтальной надписью. Дерево, паволока, темпера. 53×95;
30) 1238. Пророк Иоанн Предтеча. Дерево, паволока, темпера. 116×54;
31) 1239. Никола (поясной). Дерево, паволока, темпера. 128×107;
32) 1240. Отечество. Дерево, паволока, темпера.
135×110;
33) 1241. Богоматерь на троне с предстоящими Иоахимом и Анной. Дерево, паволока, темпера.135×108.

Как отмечалось, была проведена фрагментарная консервация, которая заключалась в расчистке поверхности икон и закреплении мест выкрашивания красочного слоя.

Церковь Николая Чудотворца

Попытки реконструировать ряды в их составе согласно классическому чиноследованию на сегодняшний день не увенчались успехом. Отсутствие фотоснимков и маркировок на тыльной стороне икон также значительно затрудняет работу по реконструкции Местоположение отдельных икон, опираясь на схематический рисунок-фиксацию обмерного чертежа (разреза), можем установить так: в центре праотеческого ряда находилась икона «Отечество», в центре пророческого ряда – «Богоматерь на троне с предстоящими Иоахимом и Анной». Опиленная часть доски с картушем, вероятно, происходила из местного ряда и могла принадлежать иконе Спаса Нерукотворного.

Восемь лотков свода церкви были обтянуты плотным холстом с живописными изображениями, выполненными масляными красками. Один небольшой сохранившийся фрагмент этой декорации находится в экспозиции Опаринского районного краеведческого музея. По свидетельству, живопись располагалась в три яруса, содержала композиции Ветхого Завета и новозаветных Страстей Христовых. Холстом была отделана и внутренняя поверхность барабана, открытая в интерьер. Там находились изображения тринадцати «святительских лиц поясных» (должно быть, двенадцать поясных изображений апостолов либо пророков, исходя из восьмигранной конструкции барабана – авт.). В целом живопись на холсте выполняла функцию настенных росписей.

Церковь Николая Чудотворца

Таким образом, храмовые иконы на деревянной основе праотеческого и пророческого рядов некогда пятиярусного иконостаса и небольшой фрагмент живописи на холсте с дощатого храмового свода в совокупности позволяют лишь в некоторой степени представить колоритную живописную декорацию интерьера деревянной церкви святителя Николая. Вне всякого сомнения, он создавался по типу оформления каменных храмов.

Неизученность местного иконописания, разнородность происхождения памятников северо-запада Кировской области, относившихся к художественной школе вологодских (?) земель, а также малочисленность аналогов усложняют задачу атрибуции данных произведений. Судя по художественно-стилистическому решению, иконостас и фрагмент живописи сводов XVIII(?) в. имеют отношение к различным иконописным школам. Профессиональное мастерство, изобразительная манера и колорит икон укладываются, на наш взгляд, в категорию письма крупного северного города либо монастыря. Живопись на холсте отличается большим благородством типажей и цветовой палитры.

Продолжение следует…

Церковь Николая Чудотворца. Часть 1
Церковь Николая Чудотворца. Часть 2
Церковь Николая Чудотворца. Часть 3
Церковь Николая Чудотворца. Часть 4
Церковь Николая Чудотворца. Часть 5
Церковь Николая Чудотворца. Часть 6

Добавить комментарий