Церковь Николая Чудотворца. Часть 5

Возникновение Верхнемоломского Спасского монастыря именно на этом месте было не случайным. Верховье р. Моломы, имеющей удобное меридиональное направление русла и впадающей в р. Вятку под г. Котельничем, поднимается здесь к водоразделу бассейна Северной Двины. Небольшая речка, вытекающая из Кайского болота и имеющая то же название, сливается с Моломой восточнее Нижнего Починка.

Удобный волок пролегал по участку от верховьев р. Каи, через д. Лодейно, что севернее Кайского болота, до берега р. Пушмы. Используя географические преимущества этой местности, по р. Моломе издревле проходил водный путь, связывавший земли средней Вятки с Великим Устюгом, Москвой и Архангельском. По этому маршруту северного направления шло заселение Вятского края из Новгородских земель. Позднее через эти места проложили сухопутный коммерческий тракт из г. Орлова на Великий Устюг. Таким образом, эта территория исторически формировалась как важный узловой пункт на топографически оправданном миграционном, походном и торговом направлении.

Вероятно, поэтому само посвящение второго монастырского храма Николаю Чудотворцу – небесному покровителю всех путешествующих по водам и по суше, предполагало защиту, кров и временное пристанище путникам, оказавшимся здесь перед сложным переходом в Заволочье и логично объяснялось торговыми людьми из Великого Устюга, которые, как надо полагать, постоянно проходили этот транзитный участок по своим коммерческим делам и останавливались в Спасском Верхнемоломском монастыре на отдых и путевую молитву.

Одной из прибыльных статей дохода братии была и сдача внаем своих хозяйственных построек. Известно, что в 1751 г. купцы устюжанин А. Панов и житель Хлынова И. Арбузов арендовали монастырские амбары для сезонного хранения своих бакалейных товаров «за распутицею».

Для закладки обители был выбран необжитой («пустынный») возвышенный участок на берегу р. Моломы при впадении в нее с юга речки Паломицы. Неширокая долина Моломы, обрамленная по сторонам полосой смешанного леса, способствует хорошему восприятию объекта на подступах к деревне с расстояния не менее 3 км. Исторический ландшафт окружающей местности, уникальная природная аура, включая поселение с его традиционной живописной планировкой, не затронутой агропромышленным комплексом, хорошо сохранились и представляют собой локальный научный резерват для перспективных археологических исследований культурного слоя и создания заповедной территории, доступной для организованных экскурсионных посещений.

Принцип первоначальной компоновки храмов и колокольни комплекса в д. Нижний Починок можно теоретически воспроизвести на примерах архитектурных ансамблей русского Севера, но фактическое расположение утраченных монастырских построек в настоящее время представляется возможным установить только методом закладки археологических шурфов. Условные границы территории площадки, на которой были размещены несохранившиеся постройки, учитывая ситуацию расположения существующих памятников, могут быть относительно прочитаны по очертаниям естественных складок рельефа и определены в пределах 0,5 га. Привязка кирпичной Спасской церкви относительно деревянного Никольского храма выполнена по принципу параллельного сочетания продольных осевых направлений. Оба здания ориентированы западным фасадом в сторону берега реки, что соответствует и положению азимута и эффектной фронтальной развертке храмов для лучшего их восприятия со стороны речной долины.

Сравнивая храм в Опаринском районе с объектами деревянного зодчества северного региона европейской части России, наиболее близким и по планировочному типу, и по принципу сочетания с природным окружением представляется церковь Рождества Иоанна Предтечи (1694) 1697 года в с. Ширков Погост Заёвского с/п Пеновского р-на Тверской обл. Этот храм стоит на берегу неширокого озера Вселуг в верховьях Волги, где прежде проходил водный торговый путь из Новгорода в Москву и Киев. Ярусный тип церкви с иным решением завершающего объема, характеризуемого как «четверик на четверике», сочетает планировку, абсолютно идентичную Никольскому храму. Существенным достоинством и одним из сходных признаков Предтеченской церкви является четкая фронтальная ориентация ее западного фасада к водам озера вопреки традиционным путям привязки в направлении западном.

Продолжение следует…

Церковь Николая Чудотворца. Часть 1
Церковь Николая Чудотворца. Часть 2
Церковь Николая Чудотворца. Часть 3
Церковь Николая Чудотворца. Часть 4

Добавить комментарий

  1. Василий

    Что удивительно, храм выдержал испытание временем.Прошли войны, пожары, сменилось не одно правительство.Это действительно одно из чудес.Историю своего края важно знать.

  2. знающий

    Да,это удивительное место,меня до сих пор тянет туда и я обязательно съезжу .

  3. Василий

    “…Животворящие святыни!
    Земля была б без них мертва,
    Без них наш тесный мир – пустыня,
    Душа – алтарь без Божества”.
    (А.С.Пушкин)