Церковь Николая Чудотворца. Часть 3

Первая теплая деревянная церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, как сообщается, была построена в 1667 году вслед за монашескими кельями. Посвящение храма перешло к названию монастыря, а возможность круглогодичного использования церковного помещения позволяла немногочисленной братии долгое время обходиться одним храмом. Затем появляется рубленая, восьмигранная в плане колокольня, которая могла сменить временную звонницу «на столбах».

Летний храм в честь Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца строился в 1716 году на средства купцов из Великого Устюга и тщанием братии и был освящен 15 января 1717 года. Возведение такого просторного, светлого храма, как следует полагать, было вызвано возросшим духовным авторитетом монастыря, значительным увеличением числа монастырских людей и паломников, появлением щедрых благотворителей, заинтересованных в возвеличивании обители. Сообщается, что в 1725 году, кроме настоятеля и трех иноков, общежительская община монастыря состояла из 93 послушников-крестьян.

История этого храмового строения овеяна легендами. По одной из них строителями были три или четыре могучих плотника (каждый весом 12-15 пудов), которые справились с работой всего за один сезон, причем сами заготавливали бревна и рубили храм. Относительно времени постройки Никольской церкви существуют разные мнения. Б. В. Гнедовский – известный архитектор-реставратор, специалист по народному деревянному зодчеству, справедливо считавший этот памятник «сравнительно редко встречающимся примером влияния каменной архитектуры на деревянную», полагал, что храм был поставлен первым, в 1667 году, а в 1716-м – частично перестроен во вкусах нового времени и освящен заново. Нам же представляется логичной изложенная версия, которая основана на документальных материалах.

В 1764 году, когда происходила секуляризация монастырских земель, Верхне-Моломскую Спасскую обитель упразднили, преобразовав ее храмы в приходские церкви. Вероятно, к этому времени следует отнести и образование поселения в непосредственной близости от стен бывшего монастыря – села Верхомоломского, численность населения в котором все годы была малочисленной и состояла исключительно из церковнослужителей. Позднее произошло планировочное слияние села с деревней Нижний Починок, название которой объединило оба поселения.

К началу XIX века деревянная Спасская церковь обветшала, поэтому рядом с ней построили каменную, которую освятили 9 декабря 1832 года с тем же посвящением. Строительство велось «при значительном пособии» купца из Великого Устюга Ильи Грибанова. Через три года ветхий деревянный храм раскатали. В 1858 (1859) году тоже при финансовом содействии Грибанова и купца из г. Орлова Вятской губ. М. Кардакова деревянную колокольню заменили кирпичной, но поставили ее не отдельно стоящей, как прежде, а в связи со  Спасской церковью, соединив обе постройки крытым переходом с «проездом посередине».

Во второй половине XIX века территория вокруг церковного комплекса была обнесена кирпичной оградой с воротами. По сообщению Известий Иператорской археологической комиссии, в период с 1903 года обсуждался вопрос о ремонте Никольской церкви, работы на которой были произведены к августу 1908 года.

В период 1945-1949 гг. разобрали колокольню Спасской церкви и ограду, от ворот которой сохранились только кованые створки.  Когда был
утрачен рундук Никольской церкви – неизвестно, но к 1946 году, когда в деревне появилась группа сотрудников Кировского областного краеведческого музея под руководством 3. П. Сорокиной, его уже не было. Сам храм представлял собой бесхозную постройку, которая находилась в запущенном состоянии: стекла в рамах были выбиты, в подклете был устроен загон для скота, на гульбище хранилось зерно, в самом храме свободно летали птицы, отчего иконостас и  иконы были покрыты слоем помёта.

Продолжение следует…

Церковь Николая Чудотворца. Часть 1
Церковь Николая Чудотворца. Часть 2

Добавить комментарий

  1. Василий

    Наверное,символично, что публикации о храме, нареченном именем свт. Николая, состоялись до и состоятся после 19 декабря – дня памяти преставления этого великого угодника Божия, очень почитаемого во всем христианском мире.В народе этот празник называют еще “Никола Зимний”. Есть еще “Никола Вешний -22 мая и отмечается как день перенесения мощей в г. Бари.А на Вятке он особенно почитается еще двумя днями: 6 июня, когда образ святителя приносят на р. Великую и 11 августа – его день рождения.И тоже ходят ежегодно вот уже 10 лет крестным ходом к этому дню верующие старообрядческой церкви.