«Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба…» Часть 2

Свадьба

В избе на пол сыплют сено, молодым на лавку стелют шубное. И начинается торжество. Как свадьба проходила, наверное, так же как и сейчас – поздравления и напутствия родителей, гостей, подарки и сладкое «Горько». Всё это сопровождалось приёмом вина – (так называли водку) и домашнего пива. Наверное, не обходилось без ендовы с пивом – пускали по кругу.

Ендова из Кичуга

Ендова из Кичуга

Пришло время молодых вести спать. Слово Евгении Ивановне: «Дружка и сваха ведут на подклеть молодых, повалят их на постель, невесту ложат наверх, чтобы она в жизни держала верх, а потом меняли местами. Так начиналась первая ночь. После первой ночи умывание не только молодых, но и гостей. До этого по деревне бежит дружка с веником в руках, на котором колокольчик и волокётся хвост холста, и кричит: «Прошу покорно на умывание». Сваха из ковша поливает на руки молодым, утираются полотенцем невесты, потом начинают умываться девки, парни – брызгаются, обливаются. Все садятся за столы. Кто чай пьёт, кто пиво.

После обеда начинается шутливое продолжение торжества. Невеста и жених сидят за столом. Человек 15 держится за ухват, достают из печи корчагу с пареной галанкой и тащат на стол со словами: «Кушайте, гости – это последняя закуска». Середа – кухня отделялась заборкой не до потолка.
Часть заборки над дверью называли «грядка». «Через грядку перебрасывают полотенце, с силой перетягивают в разные стороны, стараются порвать его, песни поют, частушки, приплясывают: «Да не верёвки здесь, канаты, у нас хозяева богаты». После каждой частушки поют вроде припева: «Дубинушка, ухнем, зелёная, сама пошла». Частушки были всякие, даже скабрезные, – «Как у старого солдата на … была заплата», или «Ну, баран, крутые рожки, не нашёл к … дорожки», ещё: «Баба мыла, колотила проглотила …. мыло». И опять: «Эх, дубинушка….» Потом надрезали полотенце, рвали на тряпки и бросали молодым. Из них сваха и сват делали куклы и на лопате подносили жениху вместе с двумя перевёрнутыми вверх дном стаканами с вином, которые тот должен был он снять и не разлить вино. Как он сумеет снять стаканы, так и сумеет ночью. На третий или четвёртый день свадьбы устраивался молодёжник. Молодёжи выделяли комнату для плясок. До 20–х годов проводились ещё «шитники», – что такое, не спросил. Вот так проводились свадебные ритуалы в деревнях Кичуг, Аксентьевица.

Читайте также:  Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 9

По поводу содержания частушек. Почему не напомнить, что раньше пели? Поют же сейчас рэперы матюжное, не стесняясь, ссылаясь даже на произведения А.С. Пушкина. «Великий и могучий» позволяет каждому, на свой вкус, придумать пропущенные слова.

Рецепт изготовления домашнего пива

Во всех деревнях Севера пиво изготовлялось одинаково. Евгения Ивановна мне поведала: «Насыпали рожь в мешок и в речку. Когда прорастало зерно, мешок приносили в избу, так срастается, что трудно разорвать. Тонким слоем развалят на печи. Согреют чугунок воды до кипятка, через веник уплёщут и укроют плотно на 1- 2 ночи. Когда станет рожь сладкая – убирают. Потом сушат на противнях – решетах в печи при средней температуре. Высушат и намелют». Дальше, что – то не записал. Наверное, так же, как и брагу на самогонку изготавливают. Вместо дрожжей – хмель. Раньше в деревнях возле каждого дома выращивали хмель. Перебродит сусло – напиток готов к праздничному столу. Только где сейчас взять рожь? Проблема. Для брожения пива делались специальные бочонки – лагуны.

Читайте также:  Три книги Феодосия Гавриловича

Заговоры

Приведу заговоры от всякой хвори, которые поведала Евгения Ивановна. Конечно, смешно читать нынешнему поколению, но это- же было, кому – то помогало, не у всех получались заговоры – не все обладали этим даром. Да и в1ХХ1 веке есть гадалки, которые снимают порчу.

Пресекает, используя кремень и напильник: «От шёпота, от ломоты, от тыльного, от жильного, от костяного, от ломового не шепчи, не ломи,у раба божьего заживи». От уроков – от сглаза: «Стою с благословением, иду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, иду я в чистое поле, в чистом поле стоит остров, в этом острову пресвятая церковь, в пресвятой церкви пресвятая Богородица. Подойду поближе, поклонюсь пониже, всеми силами припаду, берёт булатные ноженки в руки, шерстку состригает с человека, уроки снимает в Киян море опускает. Есть щука – железное щельё, медные схваты она прижирает, приедает. Аминь».

Песни

Какие песни пели? На мой вопрос Евгения Ивановна привела тексты двух песен: « Свисточек» и « Ково-то нету, тово и жаль». Передаю, как их называла Ениха. Из первой песни: «Свистит свисток унылый, свистит плохо слыхать, а паровоз далече – его нам не видать. Все пташки, канарейки, все жалобно поют, а нас с тобою, милый разлуку придают. Разлука ты, разлука, чужая сторона, никто нас не разлучит, ни солнце, ни луна, а только нас разлучит сырая мать – земля». И так далее. Вторая: «Ково – то нету, тово жаль, Уезжает милый вдаль, Уезжает, покидает свои ласковы слова. Свои ласково прекрасны. Снял он перстень золотой, я по дням перстень носила, к ночи в голову кладу». Дальше понятно – разлучила соперница. «Ково» заинтересовало – пишите, вышлю продолжение. В основном песни печальные. Пели « Хазбулат удалой», «Шумел камыш», наверное, пели и плясали под «Во кузнице». Шли по кругу, напевая и притоптывая. Такое бывало в предвоенные годы и в селе Шадрино, да и, вероятно, во всём районе.

Читайте также:  Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 15

Слова из лексикона кичужан

Не по алфавиту – Леснуха, Чивера, Лопатина, Баская, Середа – кухня, Голбец – подпол, Кожилиться – тужиться, Сгаркать – позвать, Лонись – в прошлом году, Потчуй – угощай, Лико – посмотри, Губы – грибы, Изурочили – сглазили. Конечно – это не всё.

Во время похода собрали много предметов старины – некоторые уже были воспроизведены раньше.

«Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба…» Часть 2

Гребень, кружка, черпак. Гребнем расчёсывали лён, куделю

Рукомойник – такие были умывальники в старину

Рукомойник – такие были умывальники в старину

«Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба…» Часть 2

Книжный оклад, наверно для религиозной книги

«Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба…» Часть 2

Икона святого Матфея, одного из авторов Евангелия – (коллега – историк)

«Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба…». Часть 1

Ю. Холопов, продолжение следует.