Нечасто школьникам из отдаленных населенных пунктов района доводится побывать в районном центре. Главная причина, конечно же, транспортная – машину для поездки, тем более для дальней, не всегда удается найти. Но уж если педагоги вывозят ребят в Опарино, первым делом группа посещает краеведческий музей.
Еще историк В. О. Ключевский сказал: “Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего…” И это действительно так. Наше прошлое – это и поколения людей, которые жили на этой земле до нас, и населенные пункты, которые время стерло с лица земли, и в корне изменившийся быт, и многое другое, узнать о чем можно лишь здесь, в музее, который по большому счету и является хранителем нашего общего прошлого.
А в том, что наше прошлое достойно внимания и интересует подрастающее поколение, можно судить по количеству экскурсий, которые ежемесячно проводятся в музее для школьников, и внимание, с которым дети слушают экскурсоводов.
Очередная выставка-мероприятие в районном краеведческом музее называется «Деревушку ту эпоха раскидала под орех». Предметы быта, собранные на ней, фотоиллюстрации С. Н. Настюка, оформленные в своеобразный триптих, имя которому «И красота, и боль, и память» – все это дает возможность своими глазами увидеть и понять ту жизнь, которая была когда-то в нашем районе, и сопоставить ее с тем, что мы имеем сейчас.
С каждым годом на карте Опаринского района становится все меньше деревень. Там, где когда-то кипела жизнь – сегодня лишь редкие сохранившиеся остовы домов да одинокие деревья. Наши деды и прадеды обживали эти не совсем пригодные для земледелия места, строили жилье, корчевали лес, распахивали пашню. Строили не на год-два – думали, что деревни эти будут стоять веками.
Освоение земель по берегам Моломы началось в 16-17 веках, когда Вятка через Орлов соединялась трактом с Великим Устюгом. По данным переписи населения 1859 года, на территории будущего Опаринского района площадью 5376 кв. км уже имелось 40 населенных пунктов, 273 хозяйства, проживало 2073 человека. Поселения тяготели к рекам Моломе, Кузюгу, Паломице, Волманге.
Освоение остальной территории началось со строительством Пермь-Котласской железной дороги и Столыпинской аграрной реформой. Территориально-административное деление неоднократно менялось. Орпаринская волость входила то в состав Вологодской губернии, то в Северо-Двинский округ, то в Северный край. В 1941 году Опаринский район вошел в состав Кировской области. В апреле 1924 года постановлением ВЦИК о районировании Северо-Двинской губернии в числе созданных 18 районов возник и Опаринский. В него были включены Опаринская. Кузюгская, Волмановская (Шабурская), Верхнее-Моломско-Паломская, Переселенческая, Моломская, Паломохинская и Лузянская волости Никольского уезда. Район занимал огромную территорию в 6400 квадратных километров. Примерно 96% территории было занято лесом. А вот населения в 1926 году было всего 25630 человек, то есть 3,8 человека на квадратный километр.
По экономическим и бытовым условиям район делился на две условные части: переселенческую и старожильческую Они отличались и по методам ведения хозяйства, и по составу населения. Если старожильческую часть в основном составляло русское население, то переселенческая была довольно пестрой. Здесь жили эстонцы, латыши, белорусы и выходцы из 12 российских губерний. По данным переписи населения 1926 года, в районе было 1377 хуторов и 209 селений.
Но с момента коллективизации за два десятка лет с карты района исчезли практически все хутора, более 20 деревень и починков. Свою роль в этом сыграли также массовые репрессии и прокатившаяся по стране война. На начало 1967 года, когда Опаринский район вновь появился на карте Кировской области, численность населения составляла уже 22600 человек.
Деревни постепенно уходили в небытие. Но это не значит, что мы должны забыть их имена, их историю, людей, которые осваивали наш край.
Есть справка, знакомство с которой вызывает щемящую грусть. Это перечень населенных пунктов по нашему району на 1926, 1950 и 2015 годы. Приведем лишь несколько примеров.
Альмеж. 1926 год – 207 населенных пунктов, 267 хозяйств, 1095 человек, из них русских хозяйств 125, эстонских – 123. 1950 год – 10 населенных пунктов, 304 хозяйства, 874 человека. 2015 год – 1 населенный пункт, 505 человек.
Верхнее-Волмановский. 1926 год – 189 населенных пунктов, 189 хозяйств, 1103 человека. 1959 год – нет, 2015 год -нет.
Октябрьский. Был создан в 1945 году, в 1959 году вошел в состав Шабурского сельсовета. 1950 год – 11 населенных пунктов, 142 хозя1ства, 454 человека. 2015 год – нет.
Грустную статистику можно продолжать и дальше. Но какой в том смысл? Все и без того ясно.
На 1 января 1950 года в районе 199 сельских населенных пунктов, 11 сельсоветов. Поселок Опарино – не что иное, как сведенные по воле сверху воедино жители хуторских хозяйств трех сельских советов – Алексеевского, Лузского, Опаринского. К примеру, в Алексеевском Совете (округа по реке Осиновке, верховьям Лузы) насчитывалось 245 домохозяйств (читай: хуторов) с населением 1121 человек. Или территория Лузского сельсовета по одноименной реке насчитывала 218 домохозяйств, 859 человек, в том числе 53 русских, 95 эстонских.
Да, появлялись и новые населенные пункты. В 1957 году начато строительство Моломского лесохимического завода, возник поселок Заря. В 2015 году в нем проживал 881 человек. Но процесс разрушения всегда идет быстрее, чем процесс становления.
Родословная опаринских сел и деревень насчитывает десятки названий, многие из которых мало кто сегодня помнит. Деревни Парамоновская, Стеновская, Ракитинская, Богославская, Ольховская, Веселая Грива, Бараний лог, Важня, Шарлюг, Чудалово, Фоминская, Андреевская, Опалевская, Еловская, Хвойская… Этот список можно продолжать. Но сути перемен, произошедших с вятской, в том числе и с опаринской деревней, это не изменит.
Кто виноват в том, что жизнь повернулась именно так? Наверное, ребята, которые побывали в этот день в музее, задумались об этом. Или еще задумаются, когда повзрослеют. Ведь может статься, что их родной поселок Верхняя Волманга, их малая родина, тоже когда-то исчезнет с карты района.
Процессы, происходящие в обществе, чаще всего мы не в силах изменить и даже не можем повлиять на них. Но помнить и не забывать мы должны. Вот и эти ребята из Верхзневолмангской школы, побывав на необычном уроке географии в краеведческом музее, запомнят его надолго. Ведь не просто так они переснимали на телефоны и экспонаты, и прекрасные фотографии С. Н. Настюка, и задавали вопросы, на которые сегодня мало кто знает ответы… Спасибо педагогам, которые с ранних лет воспитывают в детях ответственность за судьбу родной земли и интерес к ее прошлому.
Спасибо.
Не можем…не можем… Вот эта рабская философия скоро нас и приведет к финишу.Нас больше ста миллионов. Мы можем весь мир перевернуть с ног на голову. Есть конкретные причины и конкретные люди, виновные в сложившейся ситуации. Надо просто перестать быть Зомби…