Плохому танцору всегда что-нибудь мешает. А хорошему водителю? Только отвратительные дороги, такие, как в Опаринском районе, к примеру.
Ехали мы, ехали с иереем Максимом, настоятелем храма Алексанлдра Невского, в неближнее село Шабуры. И вдруг – на тебе – арматуриной колесо проткнули. Люди в Шабурах терпеливые, дождались, собравшись перед часовенкой, пока водитель на 30-градусной жаре колесо менял.
Был когда-то в Шабурах красивый храм – Христорождественская церковь. Со временем от нее осталась куча битого кирпича. А люди, местные и те, что сменили место жительства, решили, хотя бы не храм – часовенку построить. Чтобы было куда прийти поставить свечку, помянуть усопших, помолиться в тишине. И в 2012 году мастер Алексей Кокоулин строительство завершил. Освящена часовня была в том же году батюшкой Леонидом.
Сначала внутри было пустовато. Но позднее появились иконы. Их приобрели в храме На крови во имя всех святых, земле Российской просиявших города Екатеринбурга, и прислали жительница Челябинска Вера Новикова с мужем. Это лики Иисуса Христа, Богородицы и Николая Чудотворца. Над ними – крест, который прибыл на опаринскую землю из Иерусалима благодаря тем же людям – нашим землякам.
Сегодня всех жителей в Шабурах – не более 30 человек. Но в день, когда село отмечает свой неофициальный день рождения, их количество удваивается. На коллективную молитву, на праздник, на общую в году встречу собираются стар и мал.
Вот Евгения Михайловна Кокоулина, ей 82-й года. Всю жизнь прожила она в этом селе. А радом с ней еще более древняя бабушка – ей 92-й год. В Шабуры приехала в 1958 году да так и осталась. Вот на фото Антонина Андреевна Сорокина, уроженка здешних мест (колхоз имени Буденного), с подругой и одноклассницей Любовью Федоровной Пахневой. Училась, как и все шабурские ребятишки, в школе в Заполье.
Из Кенигсберга приехала Надежда Александровна Елькина. Да много их, прибывших из разных мест, которые не забывают малую родину, помнят, «откуда есть они родом пошли».
А порядок сего мероприятия таков. Сначала – водосвятный молебен, который провел иерей Максим. Затем коллективная молитва, окропление освященной водой и установка памятных досок на часовне снаружи и изнутри.
Инициативные в Шабурах жители, что бывшие, что нынешние. Решили, что для потомков важно будет знать, почему была построена эта часовня, какие исторические события предшествовали этому. И порешили установить две памятные доски.
Первая: «В память об утраченной святыне села – Шабурской Христорождественской церкви построена часовня Рождества Христова в 2012 г, силами и средствами неравнодушных людей. Освящена батюшкой Леонидом». На ней на синем фоне как бы сливаются воедино возвышенное и земное: река Молома и божественные небеса.
Вторая (историческая справка): «С какого времени Шабурская Христорождественская церковь восприняла свое первоначальное существование, о том неизвестно. Известно, что первоначально церковь была деревянной и в 1822 г. января 10 дня сгорела. Вновь отстроили Шабурскую Христорождественскую церковь в 1835 г. в каменном исполнении, с приделом в трапезе. В церкви крестили, венчали, отпевали. Люди верили, знали и почитали Великие Праздники. В Крещенье ходили на реку Молому.Когда точно закрыли церковь – неизвестно (где-то в 30-х годах).Стащили кресты, двумя тракторами целый день бились, не один трос порвали. Народу было много – кто молился, кто плакал. Крест упал вниз “головой”- на метр в землю ушел. Потом колокола стали стаскивать, погрузили на сани – куда-то увезли. Самый большой колокол довезли до лога под “Груниной” речкой – там еле вытянули на гору, и сани сломались. Долго он там лежал, куда потом исчез – никто не знает. Говорили, что тот колокол -серебряный был…»
Перед началом молебна отец Максим сказал очень правильные и прекрасные слова. Они – о памяти. Память бывает разной – сиюминутной, когда мы не помним о том, что было вчера. И той, что передается из поколения в поколении: исторической, духовной, православной. Глядя на доски на шабурской часовне , юные поколения шабурцев через них будут постигать: нельзя допускать, чтобы разрушались храмы. Нет храма – нет и селения… А пример – он перед глазами.
Нельзя, чтобы человек воспитывался вне духовных ценностей, потому что они – вечны. А начинаться все должно с приобщения к православной культуре. Что и делают бывшие и настоящие жители некогда большого и зажиточного села Шабуры. Потому что слово память для них не пустой звук. И они эту память берегут как умеют.
Фото Татьяны Тунгусовой и Елены Волынской