2021 год – юбилейный для многих поселений. Стрельскому сельскому поселению исполняется 15 лет. В связи с этим началась работа по сбору информации для сборника о жителях и населенных пунктах Стрельского сельского поселения. Своими воспоминаниями делится Елена Евгеньевна Волынская.
«Ах! Душа села, чуть теплит угольком,
Как в золе – запряталась упрямо…»
История села уходит корнями вглубь веков. К сожалению, я «загорелась» узнать, проследить, найти истоки появления села Шабуры и деревень в округе только с появлением интернета.
Что же бесценного и удивительного узнала я про Шабуры за эти годы? Скорей всего, вначале был погост с часовней( погост – от слова погостить, постоялый двор во времена сбора УРОКА (дани) князьями в древности. При погостах (постоялых дворах) строились церкви. Со временем слово погост-стало обозначать СЕЛО с приходской церковью и кладбищем при ней (данные из Википедии).
Старинное кладбище СЕЛА ШАБУРЫ находится за речкой «казённый лог» в сторону д.Чупановская (д. Пахнёнки).
Лет 50 тому назад, ещё отчётливо были видны ровные ряды бугорков без крестов. Я ходила через «казённый лог» по тропинке из с.Шабуры в д.Журавлёнки к бабушке – мимо этих бугорков одна, и даже в голову не приходило, что это – кладбище. Как -то (примерно в 1974-75 г.г),мы, подростки , собирали по угору землянику. Затем спустились в «казённый лог» – напиться и нашли в речке… ровный квадратный камень (30 см на 30 см) с выгравированным крестом! Вот тогда мы и узнали от взрослых, что на той стороне речки – кладбище старинное. А старое кладбище – по эту сторону «казённого лога» при большой автомобильной дороге (справа от села).Также ,недалеко от разрушавшейся церкви по дороге в сторону реки Моломы, справа , на угоре были правильные ряды бугорков. Совсем недавно узнала я, что на этом месте – кладбище, где погребены священнослужители Шабурской Христорождественской церкви…. А мы там… грибы собирали. Новое кладбище « Омелина шляпа» образовано в 1960 году.
Наличие четырёх кладбищ говорит о том, что Шабуры – село старинное.
По данным МКАУ «Великоустюгский центральный архив» — «Дело по прошению церковного старосты вновь построенной Рождественской церкви Богословского прихода Шабурских починков Южской трети крестьянина Кокоулина С. об отдаче церкви святых образов, взятых Верхомоломской Спасской церковью из разобранной часовни в Шабурских починках»
Фонд № 363. Оп.1. Д. 2076
Даты документов: 17дек.1772-10апр.1774
Из этого дела можно сделать вывод, что деревянная церковь была построена примерно в 1772 году на месте разобранной часовни. Эта деревянная церковь сгорела 10.01.1829 года. Рождественская деревянная церковь функционировала более 50 лет! А вот сколько лет существовала до деревянной церкви часовня, отданные святые образа из которой запросил на новую деревянную церковь крестьянин Кокоулин С. – неизвестно!
Далее: с 1835 г. построена кирпичная церковь, которая «претерпела» безжалостное, беспощадное дыхание времени, до полного разрушения. Колокола шестибойной связи, радовавшие всю округу, были сняты и увезены.Кирпич, по легенде, сделанный из красной глины с реки Молома, в 90-е годы XX века разобрали на ремонт печей. Сегодня на месте Шабурской Христорождественской церкви – высокий курган. Мы, люди советского времени, ещё знаем, что там в кургане – останки святой церкви. И это место желательно обозначить для потомков.
Ход времени и ветер перемен пронеслись неумолимо над Шабурами. С 1908 по 1912.гг. заселялся шабурский край переселенцами из Белоруссии, Эстонии, Украины. Большим семьям переселенцев выделяли землю в лесу, деньги на корову и лошадь. Люди расчищали участки от леса: поначалу жили в землянках, пилили деревья, корчевали пни. Потом построили дома, обзавелись скотом. Образовались тысячи хуторов. Как в той скороговорке – «Все они переженились!» (доказательство -метрические книги Шабурской Христорождественской церкви ). Щедрая природа кормила ягодами, грибами, рыбой, дичью. Перепахали целину – стали в огородах выращивать овощи, рожь, лён, Возили зерно на мельницу, построенную крестьянином Иваном Михайловичем Рудаковым (местным богатеем, который начинал с продажи иголок).
Хуторская система прижилась, укрепились хозяйства. На каждом хуторе были умельцы -ремесленники: плотники, кузнецы, портные, кто-то добывал дичь и сдавал местному мещанину Маракулину – мелкому «купчику», кто то валенки катал и т.д. Только начали на ноги вставать, а тут революция, прошлась жестоко, отделила богатых (экспроприировала всё у них) от бедных, только от голода–не спасла…
В 1929году началась коллективизация, стали хутора сселять в колхозы .В одну деревню, где образовывался колхоз, перевозили с хуторов свои дома, своё хозяйство. Коров лошадей ,свиней, овец сдавали в колхоз. Ревели, возмущались, жалели свою животинку, но – сдавали. Расчищенные от леса хутора стали сенокосными угодьями и пастбищами для колхозного скота. Из церкви исчезла утварь церковная (иконы, дароносица, кресты, св.сосуды, венцы для брачующихся – серебряные золочёные 84 пробы, два кадила, паникадило, четыре подсвечника, десять лампад, купель для крещения – медные отбелённые и прочее…). Колокола увезли, крепчайшее здание приспособили под мастерскую. Советская власть снабдила колхозы тракторами, комбайнами и другой техникой. Пахали, сеяли, сенокосили на колхозных полях теперь не вручную. Зато на своих коровушек не знали, как сена заготовить, ночью с фонарями искали траву по кустарникам да по канавам….
Великая Отечественная Война забрала мужчин, юношей, девчонок…Вернулись не все Многие после тяжёлых ранений вскоре умерли…
Следующие перемены – новейшая история: кооперативы (предпринимательство), акционирование (ОАО,ЗАО), приватизация, оптимизация , укрупнение. Эти быстросменяющиеся директивы чудовищным, безжалостным «колесом» уничтожили в Шабурах все организации, заставили разъехаться жителей в поисках лучшей доли (ведь без работы пенсии не заслужить). Километровая красивая трудовая деревня Слудка опустела первой и быстро из-за того, что была построена новая дорога через мост под д. Дуванное, поэтому мост у деревни Слудка стал не нужен. А вскоре разрушился и опустела деревня. Остальные деревни «приказали долго жить» из-за дорог, вконец уничтоженных тракторами. Упразднили колхоз им.Карла Маркса (коровы и земля раздавались колхозникам на паи). Вот только, получив такое богатство от государства, не смогли люди стать предпринимателями… «Растаяли-ушли» дороги, люди, закрылась вся инфраструктура, автобус стал ходить всё реже. .. Вот так и парализовали –сгубили село Шабуры. Государственная система – мощная система!
Но… Знак свыше! Призвала сама земля шабурская , река Молома ВОЗВЕСТИ ЧАСОВНЮ рядом с курганом, где была Шабурская церковь. Всем миром взялись – и построена часовня в Шабурах! Часовня Рождества Христова подтверждает статус села! Как будто этого хотят наши предки…
Всякая крупица собранной истории по Шабурской округе имеет право быть народным Достоянием!
Елена Волынская.
Замечательные воспоминания. Елена, спасибо.