«Жил-был художник один...»

У меня есть картина, которую я очень люблю. На ней тихая лесная речка, заросли деревьев и кустарников по берегам, еще зеленая трава.

И только вдалеке как случайный желтый мазок кисти – желтая прядь на березе. Ранняя осень. От того, что вокруг много зелени, и вода в речке кажется светло-зеленой. Если смотреть долго-долго, то вынырнет из глубины русалка, с такими же зелеными глазами и волосами, как трава...

Впрочем, это уже из области фантазии. А картина, как и десятки других, на которых запечатлена неброская, неяркая природа Опаринского края, существует. Ее автор – художник Николай Жилин. Он ушел из жизни 8 февраля 2015 года, многого не успев в этой жизни: не сочинил музыку, которая постоянно звучала у него в душе, не написал еще много удивительно ярких и светлых, в чем-то немного наивных картин...

В Опаринском краеведческом музее открыта персональная выставка Николая Жилина. Она названа «Мелодии души моей». И это, наверное, единственно верное название, потому что музыка звуков и музыка красок, соединяясь, трансформируются в то, что мы называем искусством. И потом это «что-то» ложится на полотно и становится впечатлением, настроением, образом – тем, что увидел автор и чем он захотел поделиться с окружающими.

Его любимые времена года – лето и осень, поэтому на полотнах так много ярких красок. Но есть и другие, где преобладает серый, «зимний» цвет – замшелые елки, погибающие в болоте, предзимье, когда все в природе неярко и приглушенно. И все-таки радостных, светлых пейзажей больше (а Николая Ивановича с полным правом можно назвать пейзажистом, потому что писал оно исключительно природу).

Увлечение рисованием пришло еще в школе. Уже тогда он сам делал подрамники, натягивал и грунтовал холсты, учился владеть кистью и смешивать краски. Закончив восемь классов Опаринской средней школы, он поступает в Кировское строительное училище № 18 по специальности альфрейно-живописные работы.

Читателю, наверное, нужно пояснить, что такое альфрейная живопись. Вот что говорится об этом в Википедии: «Разновидность интерьерной росписи, имитирующая различные типы и виды отделки внутреннего помещения (например, ценные породы дерева, гипсовую лепнину, шёлковые драпировки, золотые или серебряные поверхности, растительные узоры и т.п.)». Но это было не совсем то, чего хотел Николай. И, отслужив в армии, он поступает в Вятское художественное училище имени А. А. Рылова, где получает специальность художника-оформителя.

Он работал в кинотеатре Заря, в Доме культуры, в Октябрьском леспромхозе. А потом решил, как говорится, уйти на вольные хлеба. Но без дела не сидел никогда. Оформлял красные уголки предприятий, стенды, писал вывески. Множество заставок для тематических страниц нарисовал он тушью на ватмане для районной газеты «Опаринская искра». Работал с деревом. Загляните в зал детской библиотеки, где проходят массовые мероприятия, и посмотрите, как оригинально он оформлен. Вот эти ящички-шкатулки, разного размера и по-разному расписанные, придумал и сделал Николай Иванович. Сам, кстати, делал он и рамки из реек для своих картин. Времени это иногда занимало больше, чем написание самой картины. Потому что в руках мастера был единственный инструмент – рубанок. А потом – долгая зачистка и полировка обычной «шкуркой».

Но, кроме рисования, Николай всерьез занимался музыкой. Синтезатор, гитара, виолончель – он не просто владел этими инструментами, но и сочинял музыку. Конечно, техника тогда была не та, что сейчас. Он пытался записывать свои сочинения на простенький магнитофон. Но ленты имеют свойство размагничиваться. И записи эти утрачены навсегда.

Человек не может жить без мечты. Была она и у Николая. Он мечтал о новом синтезаторе. И когда в библиотеке появился интернет, частенько заходил сюда, чтобы подобрать себе инструмент, подходящий по цене и нужным параметрам. Не успел.

По жизни он был человеком осень скромным, немногословным, полностью погруженным в свой внутренний мир. В последние годы увлекся абстрактной живописью. Он отходил от конкретных привычных понятий и предметов  и изображал окружающий мир таким, каким он видел его своим внутренним зрением, в зависимости от собственного настроения.

Открывает выставку портрет Николая Ивановича Жилина. Свет падает так, что одна половина лица освещена, а вторая находится в тени. И это тоже символично. Жизнь, она ведь действительно состоит из темных и светлых полос. И мысли нас тоже посещают разные…

Если вы еще не были на этой выставке, загляните обязательно и познакомьтесь с творчеством художника-земляка. Жаль только, что о человеке мы вспоминаем и устраиваем персональные выставки его работ, когда сам он этого увидеть уже не может.