Забытая старина. Послесловие

Изучая историю малой родины, я несколько расширил границы поиска, а именно заинтересовался сайтами районов не только близлежащих к Опаринскому, но и расположенных в Вологодской области, в частности, Никольского. Ведь именно в Никольский уезд когда-то входили пять волостей будущего Опаринского района: Лузянская (центр — д. Пермятская), Волмановская (центр – д. Вновь Поставленная [для меня это открытие – авт.], Верхомоломско-Паломская, а также открытые в 1911 году Опаринская ([Романовская (1913-17г.г.)], центр — с. Опарино) и Переселенческая (центр — д. Вохомка).

Интерес вызвали Памятные книги, публикации Общества подосиновских краеведов и даже карта Никольского уезда за 1903 год (http://rodmurmana.narod.ru/maps/Vologda_Nikolsk.htm) и другие. Подосиновский район тоже входил в Никольский уезд. Несказанно обрадовался летописям, опубликованным в одном из сборников о Никольском уезде. От них повеяло стариной тех мест, в которых пришлось побывать в школьные годы. А вот четвертая часть летописей меня несколько повергла в шок. Хотя события, о которых там рассказываются, происходили в 15-ти километрах от Никольска (по тракту в сторону Великого Устюга), но по тем временам – это жители одного уезда.

Крестьяне всегда были носителями нравственности, веры. Помню, по детским годам: проявление любых пороков осуждалось в народе. Да и люди были стеснительные, потому что все было на виду. Может быть, этих пороков было меньше, так как народ жил в нужде, много трудился, терпел лишения. Почему-то они заметно стали проявляться в предперестроечные годы, хотя, казалось бы, жизнь стала лучше. Как-то пришлось от одного ученого человека, знающего очень хорошо Священное Писание, услышать такие слова: «Как только нравственное состояние народа падает, жди на пороге войну». Если сделать привязку к годам написания летописей, то вот тебе русско-турецкая война (1877-78г.г.).

Великий учитель церкви 18 века Феофан Затворник Вышинский в книге «Мысли на каждый день» писал: «… во дни наши россияне начинают уклоняться от веры. Зло растет; зловерие и неверие поднимает голову; вера и православие слабеют. Ужели мы не образумимся? Господи, спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего прещения!».И ещё: «Когда Божие оставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация (отход) от Божеских требований, — в умственном, нравственном и естественном отношениях, и секуляризация – служение духу времени, политики, обычаев, увеселений, а затем и воспитания и всех учреждений; общество склоняется к повальному безверию, а это не проходит бесследно». И вправду пророческие слова незадолго до русско-японской войны, да и до первой мировой.

А вот что сказал о Великой Отечественной войне патриарх Кирилл в день 65-летия Победы: «Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века. Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших, как то было не единожды в истории рода человеческого. И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны — это и есть религиозное понимание».

Но это высказывания людей ученых, богословов. Еще попались на глаза с сайта Подосиновского района слова ну уж точно не богослова: «…пришедшие к иконе [речь идет о пребывании иконы свт. Николая Чудотворца – авт.] с утра пораньше паломники увидели на лужайке возле подосиновской церкви картину, которая не только возмутила их, но и до слёз огорчила. На траве после ночного разгула, буквально в десяти метрах от храма, были разбросаны бутылки, остатки закуски. Накануне отправки иконы из Подосиновца здесь погуляла компания подростков. Сначала они с шумом обкатали детские качели и карусели, а потом была с корнем вырвана из земли детская карусель и раскурочена. Взрослым прихожанам полдня пришлось ремонтировать изогнутые штыри и саму конструкцию. Ну и кому эти вандалы что доказали? Лишили своих же 3-7 летних малышей, братьев, сестёр радости. Видимо, так подосиновляне отмечали День молодёжи. Подобные загулы происходят у дверей храма и на его территории часто».

Какой-то остряк вставил: «Аффтары этава паступка — ацкие сотоны, убейте сибя ап стену или выпийте йаду!»

И ответ на него: «Да нет. Они обычные подосиновские робяты. Такие, какие есть. Просто через какое-то время, кто-то сопьётся, кого-то прибьют, кто-то будет сходиться-расходиться, у кого-то будут болеть их дети и они сами, кто-то будет курочить жизни других. И когда-то они возопят: «За что?».

P.S. Из публикаций подосиновских краеведов вызвал интерес Вятско-Орловский Велико-Устюгский тракт. Составил подробную карту этого тракта, проходящего через все расположенные на нем деревни. Возникло большое желание пройти по этому тракту хотя бы от Моломы и до конца (километров 150). Приглашаю sergа (как единомышленника по части пеших походов), а также Juliya, Доза, kramer, ACE (как моих оппонентов) и других. Ведь ничто так не объединяет людей, как совместно перенесенные трудности. А после этого поделиться впечатлениями в «Сороке» не в виде «пяти или пятнадцати копеек» в Comment, а внести более солидную лепту. Вероятно, в архивах Великого Устюга (где эти летописи хранятся) находится немало интереснейших материалов по истории малой родины.

В заключение хочется сказать, что мы — великий народ, имеющий славную историю, народ, который заслуживает лучшей участи. А также привести высказывания глубокого и тонкого исследователя исторических явлений ученого — историка В. О. Ключевского:

«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения”. И ещё: «… оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник — вера».

Забытая старина, часть 1
Забытая старина, часть 2
Забытая старина, часть 3
Забытая старина, часть 4. Начало
Забытая старина, часть 4. Продолжение

Василий Графов.