Забытая старина, часть 4. Продолжение

Выдержки из церковно-приходских летописей Введенской церкви с.Байдарово Никольского уезда.

За 1890 год. Что касается худых сторон в религиозно-нравственном отношении нашего прихода, то есть они и есть их очень немало.

Так, самое большое зло в нравственном отношении приносят нашим прихожанам, имеющие свое начало издревле, так называемые посиделки и игрища молодыми. Посиделки состоят в том, что с самой ранней осени, когда начинают кончать жниву, молодежь селений – девицы и парни собираются решительно каждый день в один дом в селении и проводят все вечера и ночи в песнях, плясках и безумных играх, которые простираются до противных зрению сцен и до дел, о которых срамно есть и глаголати. Собираются, сказано решительно каждый вечер, не разбирая ни праздника, ни поста, во время которых, впрочем, бешенство молодежи достигают больших размеров. Вот зло, существовавшее в нашем приходе издревле, на которое родители молодежи смотрят как на дело обыкновенное должное! Начинаются посиделки, как сказано, с ранней осени и продолжаются почти круглый год, ибо прекращаются только во время сенокоса. Чем дальше идет время от осени, тем они становятся безумнее и безобразнее. Так в Рождественский пост они достигают полного развития, а о святках уже переменяют и название посиделок на название игрищ – это такие собрания, где кроме беснующейся молодежи участвуют и мужчины – играют в карты и женщины поглазеть на бешенство молодежи. Квартиры для посиделок в продолжение года бывают очередные, т. е. каждый домохозяин, имеющий дочь от 15 до 25-летнего возраста обязан отдать свой дом на целую неделю под постой безумных собраний молодежи, кто имеет две или три дочери в показанном возрасте, тот отдает дом на две и на три недели. О Святках же эти квартиры уже покупаются девицами. За какую цену покупаются? Каждая девица в селении, участвовавшая на игрище, должна в летнее время отдать хозяину дома, в котором были Святочные игрища, по несколько суслонов. А так как родители девиц не позволяют им в простые дни уходить на такую работу, то они и стараются произвести ее всегда в праздник и непременно во время Богослужения, потому что остальную половину праздничного дня нужно провести им на игрище, которые в летнее бывают на улицах селений.

На масляной неделе девицы ездят с молодыми парнями из селения в селение к своим подругам, у которых угощаются водкой и пивом, которое обязательно имеется у каждой девицы благодаря безумно любящей баловнице матери, непременно изготавливающей к этому времени несколько ведер пива. Следствием этого бывает то, что к вечеру каждая девка бывает совершенно пьяна. Эти поездки девок по своим подругам для пьянства и пляски продолжаются до четверга первой седмицы Святой Четыредесятницы. В Великий пост посиделки идут своим порядком до самой Святой Пасхи, не исключая при этом и страстной седмицы [последней недели как самой строгой Великого поста – авт.] На светлой неделе опять игрища и продолжаются они все лето в праздничные дни. Летом, особенно в так называемые Троицкие праздники, игрища бывают по собранию молодежи громадные. С селений десяти собирается молодежь в одно, а затем отправляется по всем прочим с песнями, плясками и прочими бесчинствами для угощения к своим подругам пивом и водкой, как это бывает и на масляной неделе. К вечеру девки и парни в громадном собрании своем и в пьяном виде представляют весьма отвратительное зрелище. Вот зло в нашем приходе, следствием которого нередко бывает то, что девицы рождают детей, не слушаются своих родителей и не имеют девической скромности, а молодые парни, несмотря на семейное положение и на уговоры родителей жениться, долгое время не женятся. Очень много в нашем приходе таких домов, где от 3-х до 5-ти зрелых возрастом братьев и никто из них не женат, несмотря на крайнюю нужду в молодой хозяйке в доме.

За 1904 год. Сей год Милосердный Господь, не хотяй смерти грешника, но еже обратися и живу быти ему, послал свое вразумление нам недостойным тем, что не уродил в прошлое засушливое лето подножного корма для скота, вследствие чего сено и солома поднялись в цене до небывалых размеров. Сено пуд весной стоило от 50 до 60 копеек, а солома ржаная от 20 до 30 копеек и выше.

С 27 Января Господь снова послал свое вразумление всему народу Русскому за его тяжкие согрешения пред Богом тем, что злой и коварный народ японский, пребывающий в язычестве, вовлек наше отечество в тяжелую войну, совершив внезапное ночное нападение на наше приморскую крепость Порт-Артур и стоящий при ней русский флот на Дальнем Востоке Азии. У нас в приходе начали вследствие войны собирать пожертвования на больных и раненых воинов, но так как пожертвования собираются и полицией, и общественными властями, а народ, как было сказано выше, издержал чуть не все свои запасы, чтобы купить корм и сохранить.

За 1905 год. Одумается ли тяжко прегрешивший русский народ, оставит ли свою прежнюю безумную жизнь в наступившем году, дабы Милосердный Бог помиловал его и даровал победу и одоление на Дальнем Востоке. Дико, безумно, нагло, дерзко и разнузданно ведет себя население даже в нашей глухой местности. Пожилой народ, благодаря своей темноте, необразованности, религиозной беспечности, бесправности, как пережитки всюду и везде прочно укоренившихся своеволий и правонарушений, потерял в конце влияние и всякую опеку над молодежью, в силу чего жизнь чем дальше становится не только год от году, но даже день от дня гаже и гаже. Праздничное веселье у молодого народа без драк не обходится. Только и слышно там того-то избили, в другом месте того-то изрезали. Особенно страшно оттого, что ныне не просто бьют во всяких свалках, драках и побоищах, но колют и режут людей часто даже трезвых, случайно попавших тут или вздумавших вразумить бесчинников, как на бойне скота. Медицинские записи больных в Никольской земской больнице вероятно много бы поведали миру о подвигах в уезде молодого поколения в праздничное время. Нравственность молодежи ниже всякой критики. Одному священнику борьба прямо становится непосильной со всеми этими недугами. Проповеди выслушиваются внимательно и собеседования также, но не производят ожидаемого действия, Бог [...] почему. За проповеди и собеседования часто приходится слышать и благодарность и похвалу, но поведение у народа молодого не улучшается, а напротив еще становится хуже и хуже. Гражданское убогое начальство и полиция как бы слепы, до сих пор не обращают на все эти недостатки никакого внимания, а по слухам даже сами боятся вмешиваться. Страшное время [...], что будет впереди и как искоренять этот тяжелый недуг народный. Тем он и страшен, что свил уже крепкое и глубокое гнездо. Увещания на исповеди каждому на некоторых и действуют, но лишь временно. Часто под влиянием среды человек снова свихивается, а враг рода человеческого не дремлет и еще [...] закрепощает жалового . Господи вразуми, наставь и умудри и подвигни, как, не говоря уже уничтожить, а хотя бы обессилить и уменьшить это народное зло.

За 1907 год. Общее возбуждение народа русского под давлением революционеров и крамольников мало-помалу начало проникать и в наш приход то через газеты или брошюрки, или, наконец, через ссыльных политических из города Никольска; в нашем приходе оно начало сказываться в том, что народ менее стал посещать храм, особенно в летнее время, к причту стал еще холоднее относиться и урезывать во всем свои добровольные подаяния.

Забытая старина, часть 1
Забытая старина, часть 2
Забытая старина, часть 3
Забытая старина, часть 4. Начало

Подготовил Василий Графов.