Забытая старина, часть 1.

Церковно-приходские летописи являются малоизвестными историческими источниками второй половины XIX – начала XX века. До последнего времени приходские летописи, как и многие другие источники церковного происхождения, практически не привлекались историками и краеведами.

В эти летописи входили разделы о церкви или храме, о церковнослужителях; о приходе и прихожанах; явления и события, «выходящие из рода обыкновенных» в приходе и вне оного (как природные, так и общественные); годичные выводы («о числе родившихся, умерших и браком сочетавшихся», «о числе бывших и не бывших на исповеди», количество учащихся в школе, церковные суммы)

К концу XIX века ведение приходских летописей вошло в обязанности приходского священнослужителя. Церковные летописи могли быть краткими (ограниченными несколькими скупыми записями за год) и полными, пространными (насыщенными сведениями о жизни прихода и выдающихся событиях в стране). Обстоятельность и содержание записей церковных летописей во многом зависели от личности священника-летописца – его образованности, отношения к делу ведения летописи и т. д. Церковно-приходские летописи – ценный источник сведений о местной церковной истории Уникальность этих летописей заключается в том, что они представляют картину обыденной жизни приходов на протяжении нескольких десятилетий, фиксируя будничные занятия прихожан и причта и все замечательные события.

Читайте также:  Дан приказ: «На запад!»

Выдержки из церковно-приходских летописей Верхо-Моломской Спасской церкви.

За 1871 год. Общественного благотворительного заведения в приходе не имеется; прихожане не развиты ни умственно, ни нравственно, и нравы их (вообще) отчасти грубы, потому и расположения к грамотности мало; предрассудки, хотя есть в приходе, но особенных не заметно; особенных пороков между прихожанами не видно, кроме простоты и честности их, которыми они особенно отличаются.

Занятия приходских людей преимущественно в зимнее время – перевозка из вятских городов купеческой разной клади на Подосиновскую и далее, а летом рубят подсеки или новинки, с которых и хлеб снимают, и лишний продают; промыслы у них – стрельба диких зверей и рябчиков, отчего преимущественно и снискивают себе пропитание и средства к жизни и живут вообще довольно достаточно.

Василий Графов

За 1905 год. О прихожанах. Народное здравие было удовлетворительно, эпидемий не было, хотя и ожидали холеры. Весна была теплая, но в начале июня было несколько необычайных холодных ночей с заморозками, вследствие чего весьма пострадали ржи в полях, начавшие цвести, и умолот ржи был ничтожный – до 2 – 3 пудов с овина. Лето благоприятное было для сенокоса и травы хороши; жатва была окончена своевременно, но убрать с полей хлеб не многим удалось вовремя: с 29 августа пошли дожди и продолжались два месяца, отчего жито в суслонах изросло, а солома сгнила и для корма скоту оказалась негодной, санный путь начался около 14 Ноября. Приходское население было чуждо смут и волнений, распространившихся в сем году почти по всему Русскому государству борьбой политических партий по поводу учреждения в сем году Государственной Думы и всеобщей свободы.

Читайте также:  МНОГО НЕ БЫВАЕТ, часть 1

Василий Графов

В четырех школах прихода обучалась 80 мальчиков и 34 девочки. Родившихся было 36 мужчин, 30 женщин; браков 13; умерло 23 мужчины, 29 женщин…

За 1915 год. Продолжение и в сем году великой Отечественной войны с Германией, Австрией, Турцией и Болгарией вызвало мобилизацию ратников второго разряда за семь последних лет и призыв новобранцев за 1916 уже год; из всего мужского населения в приходе призвано в войска около одной трети, т. е. до 300 человек с тысячного населения.

Местные и отечественные невзгоды и бедствия, сопряженные с войной умножаются, но народ, покоряясь Промыслу Божию, с терпением и без ропота переносит бедствия и в уповании на милость Божию, впредь с наибольшим усердием притекает к помощи и заступлению Божию общественной – церковной и домашней молитвою.

За 1917год. Всемирная война продолжалась, и народные бедствия в отечестве умножились до крайней степени. В феврале месяце произошел государственный переворот: император Николай II отказался от престола, и вместо Государя […] за Временным Правительством до созыва Учредительного Собрания. Анархия в государстве развилась до крайности, пошли всюду погромы, грабежи и убийства, в армиях, на морях и в тылу полная дезорганизация власти; всеобщая неимоверная дороговизна продуктов на […], оскудение их и всяких предметов продолжается и дороговизной рабочих рук также дошли до крайности и Государство Российское приходит на край погибели. В Августе созван в Москве Поместный Собор, который избрал для Русской церкви Патриарха Тихона.

Читайте также:  Мое тревожное детство. Окончание

Василий Графов

Материалы предоставил Василий Графов.

11
Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
sajra
Гость
sajra

Большое заблуждение, что церковно-приходские летописи практически не е привлекались краеведами и историками. Именно на таких летописях писалась история. Других источников попросту не было. Активно этими источниками пользуется наш земляк – краевед Николай Шкаредный. Другое дело, что далеко не всем по карману оплачивать услуги архивов, где хранятся эти записи. Спасибо Василию Графову за предоставленную информацию. Хотелось бы узнать, как попали они к нему в руки. В районе есть каеведческий музей. Было бы здорово,если бы Василий передал музею имеющиеся у него материалы.

Сергей
Гость
Сергей

Родившихся было 36 мужчин, 30 женщин; умерло 23 мужчины, 29 женщин…

Это запись 1905 года.
А что нам писала Сорока в январе 2011:
“В 2010 году в Опаринском районе появилось на свет 95 малышей. В мир иной отошел 251 человек. То есть, смертность превысила рождаемость почти втрое. В 2009 году соотношение было следующим: 141 человек родился, умерло 275.”
Удручающая статистика.

человек
Гость
человек

Да вымирает деревня ,в след за ней Россия.Спасибо за это нашим едросам и их хозяевам.

Ирен
Гость
Ирен

Скажите пожалуйста, а что за постройка на последней фотографии?

Татьяна Тунгусова
Администратор
Татьяна Тунгусова

Вопрос к автору, то есть, к Василию Графову.

василий
Гость
василий

Было интересно, что поместит редактор из предложенных к летописям полтора десятка фото. Считаю, что профессионально удачно.О доме. Как Оте
чество когда-то оказалось в разрухе, так и этот для кого-то отчий дом пос
тигла та же участь. А вообще этот добротный дом мог принадлежать трудолю-
бивому крестьянину одной из губерний русского Севера.Небольшие окна-для
тепла.Внизу подвал, прежде всего для хранения картошки.Балкон для отдыха.
Далее шли хозпостройки для скота,сена,дров . . .Меня удивили 2 цифры.Ро-
ждаемость мальчиков. Это будущие ратники 1-й мировой.Замечено, что и пе-ред 2-й мировой рождалось много мальчиков.И 2-я цифра:1/3 насел. призвана
в войска. Не тогда ли началось раскрестьянивание некогда крестьянской Рос
сии?

свящ.Дмитрий Львов
Гость
свящ.Дмитрий Львов

Молодец,Василий! И предыдущая статья про обретение иконы хорошая.

Сергей Добренький
Гость
Сергей Добренький

Замечательно, что в местной периодике публикуются материалы по краеведению. Уважения заслуживает и автор-краевед, изучающий местную историю. Но в случае прямого цитирования принято ссылаться на того автора, текст которого используется (ср. Добренький С.И. Церковно-приходские летописи Никольского уезда Вологодской губернии второй половины XIX-начала XX века // Никольская старина: Исторические и этнографические очерки. Вологда, 2000. С. 356-382). Поэтому хочется пожелать Василию Графову успехов и соблюдения этических норм в исследовательской работе.

Татьяна Тунгусова
Администратор
Татьяна Тунгусова

Приносим свои извинения, но материал пришел к нам из Санкт-Петербурга, мы посчитали, что В. А. Графов сам его готовил, изучая первоисточники. Если Вы располагаете еще какими-то интересными сведениями из истории Опаринского района, были бы рады сотрудничеству. Мы, к примеру, работали с Кировским областным архивом – никаких проблем не возникало, с авторами связывались и на них ссылались. Еще раз извините!

Татьяна Тунгусова
Администратор
Татьяна Тунгусова

Сергею Добренькому. У нас есть также присланные В. А. Графовым сведения Памятной книги лесничествам Вологодской губернии (введение). Там также не указан автор, есть только ссылка на сайт http://www.booksite.ru. Не у Вас позаимствовано? И если публиковать (а данные там довольно интересные), то у кого испрашивать согласия?

АСЯ
Участник
АСЯ

Это о каком селе речь идет?