Юбилейная Лименда

Мы едем в юбилейную Лименду. Едем на Михейков остров. Да, да, именно – на Михейков остов. Таково историческое название того места, на котором поднялся и вырос поселок котласских речников Лименда.

В 1915 году здесь началось строительство судостроительно-судоремонтного завода. А для этого было необходимо организовать затон для отстоя судов. И когда насыпная плотина перекрыла левое крыло Вычегды, поднялась та самая дамба, по которой мы сегодня едем на автобусе в Лименду.

Свой 100-летний юбилей Лименда отметила 5 июля, как оказалось, мы опоздали на целую неделю. Но микрорайон «Лименда» МО «Котлас», так сегодня именуется поселок речников, выглядит принаряженным, праздник на его улицах продолжается. Да и в разговорах с жителями Лименды, как краски северного лета, то и дело играет это слово «юбилей». В Лименде родилась и выросла, написала первые строки поэтесса член Союза писателей ЭИ.Бояршинова. Сегодня Лимендской библиотеке присвоено имя землячки, а в Доме культуры открыт музей Бояршиновой. Эмилия Ивановна писала: «А на родине и ветер – словно песня венчальная, встречальная плывет, не заказывает Лименда оркестра – просто песнею навстречу нам идет».

Играет духовой оркестр Лимндского Дома культуры. Солист Александр Барышев

Играет духовой оркестр Лимндского Дома культуры. Солист Александр Барышев

Лименда действительно, как писала Эмилия Бояршинова, не заказывает оркестра – он уже 80 лет работает при Лимендском Доме культуры. На протяжении последних лет им руководит Владимир Михайлович Новожилов, который принял эту эстафету от своего отца. Следует отметить, что в оркестре, по примеру отца и сына Новожиловых, появились новые династии. Сегодня духовой оркестр – это 70 творческих людей, объединенных желанием дарить людям музыку. В день юбилея поселка духовой оркестр открыл праздничное шествие и весь день радовал жителей и гостей Лименды музыкой и песнями. До перестройки кроме этого в Лименде работали еще два оркестра – в училищах. Но прекратились уличные шествия и демонстрации, и оркестры оказались невостребованными. В этих условиях, и то только благодаря предпринимателю Виталию Тюкавину, который выступил в роли спонсора, главный духовой оркестр Лименды выжил и продолжает радовать котлошан и жителей других населенных пунктов Архангельской области.

Лименда в сердце моем

Лименда в сердце моем

«В нашей Лименде – каждый речник, — написала Эмилия Бояршинова, — все девчонки – невесты водников». И была права. Так было, когда она жила в Лименде.

Сегодня Лименда стала другой: речников с каждым годом становится все меньше и меньше, потому что один за другим встали на прикол теплоходы, «Зори», «Ракеты», буксиры, плотоводы и даже самоходные баржи. Это наглядно видно по осиротевшему заводскому затону.
Когда-то здесь каждое швартовочное место было на вес золота, а сегодня затон хиреет. Главным плавсредством являются лодки-моторки местных жителей.

Вместе со строительством и развитием судостроительно-судоремонтного завода на Михейков остров пришла железнодорожная ветка. В 1924 году на так называемой «Головке» острова организована Лимендская лесоперевалочная база, а завершением острова стал введенный в эксплуатацию в 1934 году лесопильный завод №46. Со временем, используя выгодное транспортное расположение Михейкова острова, здесь была смонтирована крупная нефтебаза, которая сегодня обслуживает южные районы Архангельской области.

Пароход «Павлин Виноградов» входит в затон Лименды

Пароход «Павлин Виноградов» входит в затон Лименды

Но профессия речника в Лименде продолжает жить. Мы убедились в этом, побывав в расположенном здесь Котласском речном училище, в котором обучается более 450 юношей. Но эта встреча впереди. А первую остановку, по предложению нашего ведущего писателя Н.Н.Шкаредного,мы делаем у сквера Котласского торгового училища, где 5 июля был открыт памятник пятнадцатому Герою Советского Союза — коталашанину, старшему лейтенанту Александру Максимовичу Меркушеву. Инициатором создания памятника выступил директор Котласского техникума торговли и общественного питания Виктор Павлович Гудков. Благодаря его усердию, были собраны немалые средства меценатов, предпринимателей, общественных деятелей и всех неравнодушных котлашан на это благое дело. Почетное право открыть памятник глава города Котласа Андрей Владимирович Бральнин предоставил дочери Героя — Светлане Александровне Меркушевой, приехавшей на торжества из Минска. На церемонии присутствовал и автор памятника скульптор, лауреат государственной премии Республики Беларусь Геннадий Васильевич Буралкин.

Еще одна победоносная атака

Еще одна победоносная атака

На магистрали Бобруйск – Минск рота под командованием старшего лейтенанта Меркушева выполняла боевое задание. Рота выдержала жесткие контратаки врага и нанесла ему большой урон. Через день противник перешел в контрнаступление с целью захватить отвоеванный у него плацдарм и переправу через реку Березина. Немцы предприняли 13 контратак, создавалось безвыходное положение, но Меркушев не пал духом, повел роту навстречу врагу. Дело доходило до рукопашной. Старший лейтенант Меркушев лично уничтожил 23 фашиста и 18 взял в плен. После этой атаки на поле боя осталось лежать убитыми более двухсот гитлеровцев. Одновременно была разгромлена вражеская колонна из 100 автомашин с продовольствием и другим грузом. За личную храбрость и мужество, проявленные в боях на территории Белоруссии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года старший лейтенант Александр Максимович Меркушев удостоен звания Героя Советского Союза. Боевой путь Меркушева отмечен орденами Ленина, Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

Наша команда у памятника А.М.Меркушеву

Наша команда у памятника А.М.Меркушеву

Как рассказывал наш сопровождающий писатель Николай Николаевич Шкаредный, в Котласском техникуме торговли и общественного питания сложилась добрая традиция по итогам учебного года поощрять отличившихся студентов поездкой в город-герой Минск. Директору техникума Виктору Павловичу Гудкову удалось договориться с администрацией и общественными организациями Партизанского района Минска об участии в создании бюста Героя и открытии памятника Меркушеву рядом с техникумом в Лименде.

Александр Максимович Меркушев вырос в Котласе, учился в школе №3, получил специальность литейщика в ФЗУ, работал на Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. В составе 42-й стрелковой дивизии воевал под Сталинградом, сражался на Курской дуге, освобождал Орел, Брянск, Бобруйск, Минск, прошел с боями через всю Польшу и закончил боевой победный поход в Восточной Пруссии. После войны Александр Максимович остался в Белоруссии, работал в военкомате. С помощью белорусской стороны памятник Меркушеву удалось сделать в 2,5 раза дешевле проекта, который составлял около пяти миллионов.

Нас приветствует начальник Котласского речного училиша Э.А.Брессель

Нас приветствует начальник Котласского речного училиша Э.А.Брессель

По инициативе главы города Котласа Андрея Владимировича Бральнина, настойчиво претворяющего в жизнь проект «Цветущий город», в Лименде появилось новое дорожное покрытие, обустроены клумбы, на улицах безопасные пешеходные переходы, светильники, скамейки. В городском саду спилены отжившее свое тополя, их место заняли липы, появились детские игровые площадки. На территории Котласского речного училища тоже много зелени. Принимавший нас начальник училища Э.А.Брессель первым делом продемонстрировал ял, украшенный флагами расцвечивания, на котором студенты-речники не раз ходили на веслах по маршруту Котлас-Архангельск. И тут же пояснил: «Ял – это судовая рабочая, а для нас учебная парусная шлюпка. Ял может быть с одной, двумя, тремя и четырьмя парами весел. Наш — с тремя парами. На судах ял используется для связи с берегом, работ у борта, заводки швартовых. Изготовляется из сосны или ели. А теперь пройдем в учебный корпус, посетим наш музей и учебные аудитории».

У легендарного яла-путешественника

У легендарного яла-путешественника

Экспозиции музея оформлялись по инициативе ветерана училища Василия Федотовича Ракитина с помощью Котласского краеведческого музея и ветеранов поселка. Здесь представлена краткая история базового предприятия — Лимендского судостроительно-судоремонтного завода, копия приказа наркомата водного транспорта №251 от 3 июня 1935 года об организации Лимендского речного техникума. Тут же в подлинниках переписка, распоряжения и приказы наркома речного флота СССР, земляка Зосимы Алексеевича Шашкова. Отдельный стенд посвящен выпускникам училища – защитникам Родины, заслуженным учителям РСФСР – преподавателям училища, выпускникам, добившимся признания в научном мире: заведующему кафедрой Петрозаводского государственного университета, доктору медицинский наук А.М.Мариеву, кандидату технических наук, доценту Санкт-Петербургского университета водного транспорта П.П.Онохову, кандидату технический наук, заведующему кафедрой Марийского политехнического университета Г.А.Мелентьеву, кандидату технических наук, доценту Волгоградского политехнического института Г.А.Гошеву и другим.

В музее Котласского речного училища

В музее Котласского речного училища

Училище гордится тем, что его воспитанники уверенно вступали и вступают в жизнь. Среди них начальник Главного управления кадрами учебных заведений Минречфлота РФ С.Н.Лобанцев, заместитель начальника отдела Минречфлота России Н.Н.Еремеев, заместитель начальника Северного речного пароходства С.Н.Лобанцев, начальник конструкторского бюро Севмашстроя Северодвинска В.К.Югов, главный конструктор Котласского ЦБК в Коряжме А.А.Бурдаев, директор училища, первый секретарь Котласского горкома партии, заместитель председателя Архангельского облисполкома Е.М.Галашев, первый секретарь Котласского райкома партии Н.З.Логачев.

Экспозиции и стенды дополняет архив музея, в котором хранятся отчеты о работе училища с 1939 года по настоящее время. Особый интерес представляют отчеты о работе государственных аттестационных комиссий, книга регистрации Похвальных листов. Нельзя остаться равнодушным, читая представленные в музее Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от награждении Лимендского училища Почетной грамотой, а рядом Почетные грамоты Министерства речного флота и Архангельского облисполкома.

Этот судовой двигатель работает в… лаборатории

Этот судовой двигатель работает в… лаборатории

Начальник училища Э.А.Брессель с нескрываемой гордостью ведет нас по учебным аудиториям и лабораториям. Все, что мы увидели, создано руками педагогов. В одной из лабораторий Эдуард Артурович представил нам настоящий судовой двигатель. Это не экспонат, не модель, а работающий двигатель, который студенты осваивают в рабочем состоянии. Он рассказывал нам, что в настоящее время курсанты училища проходят практику на Волге и реках Сибири. Нас интересовал вопрос: как решается проблема трудоустройства выпускников? Директор улыбнулся: «А никакой проблемы нет. Заявок поступает в десять раз больше, чем мы можем удовлетворить». И тут же намекнул: «А вы не желали бы прийти к нам учиться? Теперь и вы имеете прямо отношение к плаванию, к судовождению, к судоходству. К тому же, некоторые наши северные реки уже знаете». В лаборатории и аудитории Котласского речного училища, как и в целом по стране, пришла новая учебная методика, компьютеризация. А главное, как заметил Брессель, в училище работает творческий коллектив.

Затон Лимендского судостроительно-судоремонтного завода

Затон Лимендского судостроительно-судоремонтного завода

Нам не удалось побывать в цехах Лимендского судостроительно-судоремонтного завода, но нас и на этот раз выручил писатель Н.Н.Шкаредный. Завод начинался с двух деревянных кузниц и деревянной токарной мастерской. Николай Николаевич к кузницам неравнодушен, так как свою трудовую деятельность начинал кузнецом ручной ковки. Рабочих насчитывалось не больше пятидесяти. Они занимали барак и несколько домиков. Первый цех нового предприятия – механический – заводчане строили своими руками. Не хватало кирпича, тогда и родилась идея использовать кирпич разрушенных в Сольвычегодске церквей. На строительную площадку на субботники выходили все: рабочие, мастера, руководители завода. Механический цех был заложен в 1930 году, а в конце 1931 года уже вступил в эксплуатацию. Одновременно были построены каменные мастерские ФЗУ, несколько двухэтажных жилых домов, клуб, школа, детсад, ясли, столовая, баня. В 1933 году была введена поселковая электростанция мощностью 1500 киловатт, амбулатория и больница. Новые цехи оснащались импортными станками. В 1932 году коллектив завода освоил выпуск металлических судов – товаро-пассажирских, катеров и вспомогательных судовых механизмов.

Лимендский дом культуры

Лимендский дом культуры

В послевоенные годы коллектив самого крупного в городе промышленного предприятия – Лимендского судостроительно-судоремонтного завода, используя опыт новаторов, накопленный в годы войны, внедрил в производство секционный метод постройки металлических судов. Прогрессивная технология позволила организовать производственный поток и обеспечила рост производительности труда на 30-40 процентов. Правительство высоко оценило заслуги авторов секционного метода. Бывший главный инженер завода А.А.Фикс, главный технолог Н.М.Ядрихинский и котельщик В.Д.Лахтионов были удостоены в 1950 году почетного звания лауреатов Сталинской премии. В последующие годы завод называл имена новых героев. Сегодня на стапелях необычная тишина. Теперь завод – это судостроительная кампания. Хочется надеяться, что новые хозяева вернуть предприятию былую славу. Еще один объекты Лименды «Фабрика-кухня», где мы сытно поужинали, и отправились в обратный путь — на железнодорожный вокзал станции «Котлас-Южный».