Выбор на всю жизнь

В новом домике с мансардой, расположенном прямо возле железнодорожных путей, располагается табельная дорожного мастера Мурашинской дистанции пути.

Нужно сказать, что здание это, похожее на теремок, выросло на этом месте за последний год – то, которое было до него, в ноябре 2014 года сгорело.

Перед началом рабочего дня (а он у путейцев начинается в семь часов утра) рабочие собираются в табельной, чтобы пройти инструктаж. Здесь же находится дорожный мастер, который ведет учет проделанной работы – это Фариз-оглы Якубов.

В коллективе 23 человека. Это монтеры пути, дефектоскописты, бридиры, старший дорожный мастер, чей участок – до Пинюга. И среди них одна-единственная женщина – техник Светлана Ивановна Милютина.

Светлана Ивановна Милютина

Путейцев, наверное, потому так и называют, что они ведут наблюдение за состоянием железнодорожных путей, проводят ремонтные работы. Зона ответственности Опаринского участка – со 182 километра по 207-й. Это две станции: Опарино и Латышский – стрелочные переводы, переезд и прочее прирельсовое хозяйство.

Рабочий день монтеров пути – с 7 утра до 16 часов. На перегон увозит их рабочий поезд, который следует из Мурашей, оставляя по пути следования бригады. В Альмеже поезд стоит, а в конце рабочего дня возвращается обратно, собирая рабочих и высаживая на нужной станции.

Нынешним летом прошел большой капитальный ремонт: железнодорожные пути отремонтированы от 184 километра до Альмежа – 28 километров. Полностью заменены все шпалы на железобетонные, рельсы уложены плетями по 800 метров, заменена балластная подушка.

Поскольку Светлана Ивановна – единственная представительница прекрасного пола в коллективе, нельзя было не спросить: трудно ли работать рядом с мужчинами?

«Нет, — отвечает Светлана Ивановна. – С мужчинами работать легко. В мае исполнится 30 лет, как я пришла на железную дорогу, и мне нравится и моя работа, и мой коллектив».

Работа у нее не кабинетная, не сидячая – часто приходится выезжать, особенно с весны до осени. На перегоне она ведет контроль за рельсовыми плетями, учет шпал — среди них могут быть дефектные. Особенно много таких попадалось, когда шпалы были деревянными. Стрелочные переводы в бело-черный цвет тоже «раскрашивает» Светлана Ивановна. Раньше много приходилось ходить пешком: замерять зазоры между стыковыми рельсами.

«И сейчас ходим, кажется, еще больше, — говорит она. – Грузопоток увеличился, возрос и спрос».

Есть у нее в кабинете и компьютер, подключенный к Интернету, напрямую соединенный с Нижним Новгородом. Так что данные, занесенные в специальную программу в Опарино , сразу видны в Горьком.

Раньше ее участок по протяженности составлял 26 километров, сейчас – ровно в два раза больше, плюс станции Альмеж и Новый. Словом, почти до Пинюга. Там другой мастер, другие монтеры, а техник – она одна, Светлана Ивановна.

На железную дорогу она попала случайно. Но потом поняла, что это – ее дело. Через год поступила в Горьковский железнодорожный техникум и успешно закончила его.

А могло ли быть иначе, если на железной дороге всю жизнь до пенсии составителем поездов проработал ее отец, там же трудился брат – специалистом по ремонту стрелок, составителем поездов работает муж. Словом, настоящая семья железнодорожников.

«Почему-то путейцев ценят меньше, чем все остальные профессии на железной дороге, — говорит Светлана Ивановна. — А если путь не будет сделан, и поезда по рельсам не побегут. Так что нужная у нас служба и важная».