Вопрос, конечно, интересный

В первых числах мая в кабинете главы администрации района прошло любопытнейшее совещание. Приглашены на него были руководители торгующих организаций, обеспечивающих жителей райцентра продуктами. Вопрос был поставлен так: почему с пуском прямой автодороги до Кирова цены в магазинах не стали ниже?

Были проанализированы цены на основные продукты питания (34 наименования) оптовых баз и соседних районов: Подосиновского, Мурашинского, Лузского и Даровского. Сравнение оказалось не в нашу пользу. И если по отдельным позициям цены у нас ниже, чем у соседей, то примерно 70% товаров стоят дороже на 13, 26, 33, 51 и даже 83% к отпускной цене баз. Сравним и мы. Цены указаны на 1 апреля 2011 года.

Дешевле, чем у других, у нас свежемороженый минтай (61 рубль) при отпускной цене 54 рубля, и колбасы.

Куры потрошеные: (1 кг): цена базы – 98. 30, Опарино – 111.50, Даровской – 94, Луза – 115, Мураши – 101, Подосиновец – 106.

Сельдь соленая: цена базы – 49, Опарино – 74.17, Луза – 61, Мураши – 68.

Молоко пастеризованное 2,5 – 3, 2%: цена базы – 27.59, Опарино – 31.33, Даровской – 25.00, Луза – 30, Мураши – 27, Подосиновец – 30.28.

Масло растительное (1 литр): цена базы – 39.75, Опарино – 73, Даровской – 44.48, Луза – 81, Мураши – 70, Подосиновец – 74.40.

Яйца (1 дес.): цена базы – 31.90, Опарино – 43.10, Луза – 41.80, Мураши – 39, Подосиновец – 41.58.

Сахар (песок): цена базы – 37.52, Опарино – 43.08, Луза – 39.30, Мураши – 38, Подосиновец – 44.

Макаронные изделия: цена базы – 22.20, Опарино – 26.83, Луза – 25.00, Мураши – 22.30, Подосиновец – 25.80.

Рис: цена базы – 34.70, Опарино – 39.50, Луза – 38.70, Мураши – 31.10, Подосиновец – 41.80.

Гречка: цена базы – 90.16, Опарино – 102.75, Луза – 102.20, Мураши – 121, Подосиновец – 98.

Хлеб ржано-пшеничный: Опарино – 22, Луза – 19.50, Мураши – 15.60, Подосиновец – 18.70.

Отпускная цена выведена как средняя по данным трех оптовых баз: «Вавилон», «ОПБ» и «Мир продуктов».

На первый взгляд, соседей мы обгоняем ненамного. Но ведь расстояние доставки уменьшилось, следовательно, снизились и затраты. А цены как ползли вверх, так и ползут.

По логике вещей, наши цены должны быть примерно на уровне Даровского (180 км до Кирова), чуть выше, чем в Мурашах, и ниже Лузы и Подосиновца. Это если исходить из расстояния. Кроме того, в расчет брались объемы завозимых товаров, их количество на душу населения, вид транспорта. Эти показатели в районах примерно одинаковы: если у соседей больше населения, то больше и торговых фирм.

Руководители торгующих организаций назвали ряд причин. Это налоги,и высокая арендная плата за земельные участки, удорожание бензина вкупе с электроэнергией. Что касается хлеба – в Опарино буханка весит 850 г, а в Мурашах – 650. Более низкую стоимость молока и яиц объяснили наличием в других районах сельхозпредприятий и собственного производства. А более низкие цены – «вливанием» товаров из Вологодской и Архангельской областей. Но анализ-то проводился именно по товарам, завозимым из Кирова.

Конечно, цены торговле сегодня диктовать не может никто. Но система надбавок должна быть более гибкой хотя бы на те товары, которые люди покупают каждый день, а не на деликатесы.

Наша торговля движется по накатанной колее: привез – продал. Не делается попыток в порядке эксперимента проводить разовые акции по снижению цен, широко информируя об этом покупателей. А ведь вполне вероятно, что небольшое снижение даст хороший толчок товарообороту. То есть, предпринимательства и менеджмента в хорошем смысле слова у нас почти нет.

Движущей силой торговли является конкуренция. Поэтому новая дорога может стать палкой о двух концах. Если она не помогла снизить цены, то по ней в Опарино могут прийти реальные торговые фирмы, которые подставят подножку нашим торгующим организациям.

С пуском дороги наметилась тенденция «уплывания» денег из района. Люди заказывают продукты в Киров попутным транспортом или едут в Мураши и тот же областной центр на личных машинах, делая запасы на 2-3 недели. И все это время в здешние магазины почти не ходят. А они теряют выручку. Этот человеческий фактор также не учитывается.

Заставил ли данный разговор задуматься представителей торговли? На каждый аргумент они выдвигали контраргументы. Но, наверное, рано или поздно жизнь заставит их пересмотреть ценовую политику не только в своих интересах, но и в интересах покупателей... Лучше бы пораньше…

Татьяна Тунгусова.