Великорецкие встречи

Мы ненадолго прерываем публикацию воспоминаний об А. М. Козлове. Потому что с 3 по 8 июня традиционно на Вятской земле происходит Всероссийский Великорецкий крестный ход, собирающий тысячи паломников со многих мест России и зарубежья. Мы не можем пройти мимо такого важного события. В преддверии крестного хода редакция попросила Василия Графова поделиться впечатлениями о предыдущих крестных хода. Василий Александрович каждый год на протяжении десяти лет ходит в этот крестный ход. Он любезно предоставил некоторые из своих воспоминаний для публикации.

В преддверии очередного Великорецкого крестного хода  хочется рассказать о встречах с  людьми, с местами, по которым проходит этот ход. О самом крестном ходе, истории его возникновения написано немало. Создан неплохой сайт под одноименным названием.  Как только  начал ходить в этот ход, стал собирать все публикации о нем. Собрал достаточно много. Если бы опубликовать, то наверняка получился бы не один сборник.  Интересны отзывы  людей, особенно на форумах, где каждый  высказывает свои мысли, ощущения.

Великорецкий крестный ход

Откуда же я узнал об этом ходе? А узнал в одной из публикаций писателя В. Н. Крупина, нашего земляка. Таким образом, одна из первых встреч, которая помогла мне узнать о  крестном ходе как бы заочно, произошла именно с ним.  У меня, естественно, возник вопрос: «Как же так — я, родившийся на Вятской земле, ничего не знал о ходе, самом древнем и самом продолжительном во всем христианском мире?» Ответ был один: «Это же надо так упрятать веру и религию, чтобы ничего не знать о нем».

Появилось большое желание сходить в это крестный ход, проверить себя,  свои силы, как я пройду эти 150 км в своем уже немолодом возрасте. Ведь когда-то в школьные годы, чтобы добраться  до средней школы, приходилось по несколько раз в год преодолевать по бездорожью за день более 50 километров.

Я собирал материалы о ходе, о Великорецком храмовом комплексе, насколько это было доступно.  Мой разум никак не мог принять того, что это не монастырский комплекс. Обычно такое присуще монастырям, а тут в обычном небольшом селе такое количество храмов. Это сейчас бы по-другому воспринималось, так как в 2005 году там был образован монастырь, а тогда нет.

Первый год хода был интересным, все было в новинку. Это с одной стороны. А с другой – и трудноватым. Пошел совершенно неподготовленным.  Узнать о крестном ходе было негде. Это сейчас о нем достаточно материала в интернете, советы паломников и другое. А тогда – ничего не было.

Великорецкий крестный ход

Ночевать приходилось на полу в школах, клубах в очень стесненных условиях. Я не предполагал, что лучше было бы коврик взять. А спать приходилось не более  двух часов — пока найдешь место, а подъем в 2 ночи,  в три уже выход.

На следующий год я первым делом приобрел палатку, спальный мешок, коврик, газовый баллончик с горелкой и прочие необходимые вещи.

Великорецкий крестный ход

В первый ход запомнились Вятские увалы, обращающие на себя взор таким образом, что и город попадал в поле зрения и длительное время не отпускал себя из вида.

Запомнилась встреча с бывшим селом Гороховым. Местоположение его легко представить так. Когда подъезжаете к Кирову, то в районе 45км путь крестного хода пересекает железную дорогу, а от неё до села Монастырского (в котором вторая ночевка), -  4 км, и далее  до села Горохового 12 км. Я надеялся, что там находится село, в котором  можно докупить продуктов, как это приходилось делать по пути следования, и не придал значения слову «бывшее». За несколько километров  виден большой храм. А когда подошли к селу, то оказалось, что его как такового нет. Все заросло деревьями и бурьяном. Что же случилось? А случилось следующее. В 1940 году хотели храм взорвать, так как для какого-то завода потребовался кирпич. Только вот вопрос: сколько же целых кирпичей можно извлечь после взрыва? Подложили взрывчатку. Но взрывать не стали из-за того, что могло разнести школу, расположенную рядом.

После этого жить в селе стало невыносимо. А ведь когда-то это было одно из самых крупных сел Вятской губернии. На селе устраивались ярмарки, на которые приезжали торговать даже с Пермской губернии. А храм окружали 47 деревень, расположенных вокруг с. Горохова. Вблизи находится святой источник, прямо в лесу оборудованы купальни для мужчин и женщин. На весь период отдыха стоит очередь, чтобы окунуться. А вообще по пути крестного хода до Великорецкого три источника, в которых паломники стараются искупаться: первый, в начале хода, в Трифоновом монастыре, второй – посредине,  в с. Гороховом и третий – в Великорецком.

Итак, впереди долгожданное Великорецкое. Но вначале километров за пять до него показались храмы. Об этом архитектурном комплексе села, об этой уникальной достопримечательности Вятской земли я прочитал из публикаций преподавателя одного из вузов г. Кирова Л. Б.  Безверховой Затем они скрылись из виду, так как путь пролегал через низину, и во всем  своем величии предстали лишь тогда, когда прошли село.    Радушно встретил настоятель, а после молебна у Никольского храма произнес прекрасную проповедь. Место для ночлега нашлось в другом храме прямо возле алтаря. После этого крестного хода была какая-то неизреченная радость и, пожалуй, продолжалась она вплоть до следующего крестного хода.

Великорецкий крестный ход

В следующем крестном ходе произошел такой случай. Знакомая соседка попросила передать пожертвование на храм, что в пос. Ленинском. Я не взял, сославшись на то, что едва ли  встречу того священника из Ленинского среди тысяч людей, которые стекаются в Великорецкое 6 июня. И вот к концу этого дня решил подойти к колокольне и узнать, почему колокола периодически названивают? Из разговора стоящих там двух женщин услышал, что как только супруг одной из них спустится с колокольни, они поедут в Ленинское. Оказалось, что супругом одной из них является тот священник, которому предназначалась передача. А он водил очередную группу паломников, и тем разрешалось немного позвонить. Я тоже изъявил желание подняться на 43-х метровую колокольню и обозреть дали, но эта группа оказалась последней, и я не попал. Вероятно, св. Николай мне тем самым дал осознать мой отказ. На следующий год я сам попросился отвезти  передачу.

Подъезжая к ст. Шабалино, заметил, что одна женщина из числа пассажиров выходит на этой станции. Я попросил её передать пожертвование. Она любезно согласилась и сказала, что знает дорогу в храм, так как крестила там своего сына, хотя сама живет в г. Мурманске.

6 июня произошла уже явная встреча с этим священником, звать его отец Сергий. После службы на берегу реки (в 1 км от храмового комплекса) иду я к селу и вижу, что возле колокольни стоит о. Сергий со своим другом и его супругой (запомнил по прошлому году), и такое впечатление, что как будто кого-то ждут. Я подошел, все рассказал, они поблагодарили меня за передачу.

Продолжение следует…

Материал предоставил Василий Графов.