«Век мой, зверь мой…»

Начался новый творческий сезон в литературно-музыкальной гостиной «Струны души» Опаринской центральной библиотеки им. Н. А. Яхлакова.

В конце сентября здесь прошел вечер, посвященный творчеству одного из известнейших поэтов Серебряного века Осипа Мандельштама. Но не только сезон новый – у гостиной теперь и новые ведущие. К Татьяне Иньковой в этом качестве присоединилась Людмила Коробченко.

Вечер творчества Осипа Мандельштама

Ведущие

Говорят: «Какое время, такие и песни». Слегка переиначив, можно сказать: «Какое время, такая и поэзия». Символизм, акмеизм, создателем которого он был — Маньдельштам испробовал свои силы в каждом из этих поэтических течений. Хаосу окружающего мира он противопоставлял мир культуры и искусства, исторических явлений.

«Мне не нравится этот поэт, потому что я его не понимаю», — такое можно услышать довольно часто. Так отзываются и о Мандельштаме, забывая: чтобы понять, нужно читать, читать внимательно и вдумчиво, вникая в то, что стоит за словами, а иногда проглядывает между строк, почувствовать их внутреннюю мелодику.

Осип Мандельштам – один из любимых поэтов Елены Блиновой. Вот что она говорит:

«Мой Мандельштам… С поэзией Осипа Эмильевича я познакомилась достаточно поздно – после окончания института. И он сразу покорил меня. Потрясающий, непостижимый, фантастический мастер. Так как чувствовал язык он, так никто не мог. Он уникальный автор, ювелир слова, балансирующий на тонкой границе правильности и неправильности стихосложения.

Вечер творчества Осипа Мандельштама

Елена Блинова

Тем для творчества у Мандельштама много: он изучал древнюю Элладу, историю России, интересовался и вдохновлялся работами художников и архитекторов, бесподобна его любовная лирика… Он писал обо всем, что пропустил через себя, сопереживая событиям, явлениям, впитывая и перекладывая на бумагу свои и чужие чувства.

Его стихи интересно не просто читать, а интересно расшифровывать, в них много личностных переживаний, закодированных смыслов, правды, смелости и глубины.

Он ни на кого не похож. За свою гениальность это светлый человек получил в награду лишь скитания, непонимание, болезни, бедность, аресты и гибель... Судьба Мандельштама трагична, а поэзия вечна.

Мною обожаемые его стихи: «Нежнее нежного лицо твое…», «На бледно-голубой эмали…», «Я наравне с другими готов тебе служить…», «Ленинград…», «С розовой пеной усталости у мягких губ…», «За гремучую доблесть грядущих веков…».

Вечер творчества Осипа Мандельштама

Елена Засобина

Да, судьба этого человека, как и многих других поэтов первой половины XX века, была трагической. На переломе исторических эпох, когда один век сменяется другим, катаклизмы разного рода происходят не только в обществе и природе, но и в человеческих судьбах, которые ломаются и калечатся. Осип Мандельштам пытался осмыслить события, происходящие в стране, разобраться в происходящем и дать ему свою оценку.

Он прожил недолгую, но яркую жизнь. Родившись в январе 1891 года в Варшаве, многие и (как считает он сам) лучшие годы жизни он провел в Петербурге. Этот город — сквозная тема творчества Мандельштама. Он присутствует во всех книгах поэта, в стихах, в прозе.

Революцию Мандельштам встретил вполне сложившимся и уже известным поэтом. Не отдавая себе полного отчета в значении революции, он тем не менее решительно ее принял.

Это было опасное время. Но Мандельштам играл с опасностью как ребенок играет с огнем или малыш лезет в драку с обидевшими его большими оболтусами. Взрывное безрассудство Мандельштама вошло в поговорку. В 1918 году он из рук Якова Блюмкина выхватил список заложников, подлежащих расстрелу, порвал его и сообщил о произволе Блюмкина Дзержинскому.

В 1919 году в Киеве он встречает Надежду Хазину, которая стала его любовью и судьбой. Они не расставались до 2 мая 1938 года – дня его последнего ареста. Нынешний год – год 80-летия со дня его смерти.

Стихи поры войны и революции составляют у Мандельштама сборник “Tristia” (“Книгу скорбей”, впервые изданную в 1922 году и переизданную под названием “Вторая книга” в 1923 году в Москве). Цементирует книгу тема времени, грандиозного потока истории, устремленной к гибели. Эта тема станет сквозной во всем творчестве поэта вплоть до последних дней.

«Беспомощная улыбка человека, который потерял себя», все чаще появляется в мандельштамовских стихах, в его поэзию именно тогда вползает зловещая тень безжалостного “века-Зверя”.

Вечер творчества Осипа Мандельштама

Галина Трещенко

Честным людям поколения Мандельштама было труднее всего как раз потому, что они всерьез отнеслись к революционным преобразованиям жизни и ощущали свою личную ответственность за искажение и подавление свободы, от которого задыхалось искусство.

Все это не могло не сказать на творчестве. Стихи приходя все реже. Наступил творческий кризис: ни одного стихотворения за период 1925 –1930 г.г. Осенью 1933 года Мандельштам написал стихотворение, которое стоило ему жизни, написал именно оттого, что больше не мог ни жить, ни писать в этой бездушной атмосфере. Это была эпиграмма на Сталина.

Стихи против Сталина написал до смешного хрупкий и немощный человек. Но арестован он был почти год спустя.Внезапно около часа ночи с 13 на 14 мая 1934 года раздался отчетливый, невыносимо выразительный стук. Мандельштам был арестован.

Семье Мандельштамов разрешено было поселиться где угодно, кроме 12 крупнейших городов страны. Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна наугад назвали Воронеж.

В Воронеже живя скудной помощью немногих друзей, практически в нищете, скитаясь по углам, Мандельштам вновь почувствовал себя свободным. За три года он написал около 200 стихотворений – это почти треть написанного им. С 1936 года положение осложняется. Поэта не печатают.

К тому времени он уже был тяжело болен. Последний раз его арестовали 2 мая 1938 года в нервном санатории в Подмосковье. Надежда Яковлевна писала: «Нас разбудили под утро. В комнату вошли трое. Никакого обыска не было, просто вывернули чемодан в заранее заготовленный мешок».

«В Бутырках приняли только одну передачу, а во второй раз сказали, что Осип Мандельштам отправлен в лагерь на шесть лет по решению Особого совещания. Из лагеря я получила письмо – одно – единственное … Немедленно я выслала посылку, и она вернулась ко мне «за смертью адресата…».

Он умер в одном из пересыльных лагерей на Дальнем Востоке. До сих пор никто не знает, где он похоронен – вероятно, в общей братской могиле с другими политзаключенными. Но остались его стихи, которые звучали в этот вечер в исполнении самодеятельных чтецов – активных участников гостиной, а также романсы и песни на стихи Мандельштама в виде клипов. С 90-х годов прошлого века Мандельштама начали активно издавать.

Предлагаем Вашему вниманию несколько стихотворений Мандельштама.

Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Горец
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

Волк
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

Следующая встреча в литературно-музыкальной гостиной состоится 24 октября и будет посвящена творчеству вятской поэтессы Светланы Сырневой.