Уроки вычитания

Почему совсем не праздничное настроение в День учителя у педагогов Заринской средней школы? Сегодня об этом рассказывает Людмила Анатольевна Левкина, преподаватель истории и обществознания.

В Заринской средней общеобразовательной школе с конца прошлого учебного года идет процесс снижения заработных плат учителей. С апреля 2017 года директор школы был вынужден отменить стимулирующие выплаты за результаты труда, таким образом, педагоги потеряли от 500 до 2500 рублей...

В этом учебном году «наступление» на зарплаты учителей со стороны районных властей вновь продолжается. Очередным «подарком» к празднику Дня учителя стало лишение учителей школы некоторых других доплат, таким образом, зарплата стала меньше в среднем еще примерно на 1000 рублей.

Несмотря на то, что согласно «майским указам» президента Владимира Путина к 2018 году зарплата учителей должна быть увеличена в 1,5 раза относительно уровня 2012 года и превышать среднерегиональную на 200%, такое положение дел в Опаринском районе говорит о том, что на наших учителей «майские указы», видимо, не распространяются.

Еще с начала 2014—2015 учебного года в Заринской школе были урезаны на 70% доплаты за качество работы, отменены доплаты за заведование кабинетом, снижены доплаты за проверку тетрадей. По сравнению с октябрем 2013 года, в октябре 2014 зарплата снизилась при той же учебной нагрузке примерно на 3000 тыс. руб. Как мы видим, за 5 лет действия указов Президента положение дел с зарплатами учителей менялось совсем в другую сторону. Но как же тогда собирались отчитываться о повышении зарплаты педагогическим работникам перед Президентом? Выход был найден очень простой. Взяли и включили в сверку о зарплате компенсационные выплаты за коммунальные услуги при подсчете общего заработка и отчитались наверх о повышении. Суммы так называемой прибавки получились приличные, учитывая, что только в одной Заре плата за коммунальные услуги составляет в среднем 4-6 тыс руб., средний общий заработок составил 25 тыс. руб. Региональные власти тут же отчитались перед Москвой о повышении зарплат бюджетников в Кировской области на 101%. «Голь», как известно, «на выдумку хитра».

Когда Игорь Васильев приступил к обязанностям губернатора Кировской области, был вынужден признать, что повышение зарплат учителей во исполнение «майских указов» в области было искусственным, но после этого положение дел в области и Опаринском районе не изменилось.

Районным властям, видимо, понравилось латать дыры в бюджете во второй половине календарного года за счет учителей, зарплата которых не является фиксированным окладом, а состоит из многих частичек, поэтому ничем не защищена.

Базовый оклад учителя в Кировской области на сегодняшний день при 18-ти часовой недельной нагрузке намного ниже, чем МРОТ по России, и составляет всего 6699 руб. Много ли найдется желающих постоянно заниматься подготовкой и проведением 18 мероприятий с детьми в течение одной недели, затрачивая большое количество времени, энергии и подвергая себя постепенному эмоциональному выгоранию? Кто в своей жизни подготовил и провел хотя бы одно мероприятие с детьми, понимает, о чем идет речь. За месяц это целых 72 мероприятия за оплату в 6699 руб.? А ведь каждый урок в школе – это отдельное целое мероприятие, у которого есть цель, план, структура, формы, методы и приемы проведения, и в которое учитель вкладывает определенный смысл и часть своей души. А ведь большинство учителей вынуждены работать на 1,5-2 ставки, чтобы свести концы с концами. Ох, как прав был Премьер Д. Медведев, заявив, что учительская профессия – это призвание!

В Заринской школе работают хорошие, высококвалифицированные педагоги, которые добиваются высоких результатов на уровне района, области и Российской Федерации. Мы педагоги по призванию, готовые за небольшую зарплату нести детям свет знаний, небольшую, но достойную, а не нищенскую.

Сегодня практически вся внеклассная работа в нашей школе, особенно в классах, идущих не по ФГОС, подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ осуществляется на общественных началах. В школе нет денег на оплату дополнительной работы, кружков в условиях подушевого финансирования.

Низкий уровень зарплат у тех, кто прививает детям любовь к знаниям и ориентирует на будущую профессию, сделал этот вид деятельности в нашей стране очень далеким от престижа. Сегодня в педвузы часто идут выпускники, которые не могут похвастаться высокими результатами ЕГЭ, так как конкурс в большей части этих учебных заведений невысок. Исключением можно считать языковые специальности, а также те, которые относятся к области информатики и компьютерной техники. Очень много выпускников школ если же идут учиться на учительские профессии, то по специальности потом вряд ли будут работать. Современная молодежь нацелена на успешность, а не на выживание, на которое обрекает учителей современная система оплаты труда.

Как же администрация Опаринского района собирается привлекать молодые педагогические кадры в район? Что может предложить, пообещать? А постоянное снижение и урезание зарплат нынешним трудоспособным педагогическим кадрам сделает ситуацию еще более критической. При таком положении дел учителей в Опаринском районе вообще может не остаться. Процесс оттока педкадров из района уже идет. Причем уходят лучшие учителя.

Почему Министерство образования Кировской области не проводит мониторинг реальных зарплат педагогов области, ведь возможности информационных технологий позволяют это сделать? Потому что тогда итоги будут не такие радужные, как в официальной статистике? А выгодно ли это нашим властям?

Должна ли власть слышать людей и учитывать их мнение, обеспечивать соблюдение в обществе социальной справедливости? Или реализация демократических принципов «равных возможностей», провозглашенная в Конституции РФ, зависит от того, в какой точке политической карты России находится место твоего проживания и работы? Всем известно, что зарплата учителей в зависимости от региона проживания резко разнится, в Кирове -10 тыс., а в Москве — 70 тыс. за одну и ту же работу.

Педагоги нашей школы неоднократно обращались по вопросам снижения заработной платы во все ветви власти: получали формальные отписки, прямой вопрос министру образования Кировской области остался без ответа. На попытку связаться с руководителями образования области секретарь приемной сообщил о невозможности переговоров с нами. В результате мы вынуждены были обратиться на «горячую линию» Министерства образования РФ. В течение месяца ждем ответа! Услышит ли нас власть?

Последнее время еще не покидает мысль о том, каким же образом собираются возрождать сельское хозяйство в нашей стране, в связи с заявлением Правительства по обеспечению импортозамещения сельхозпродуктов в условиях санкций? Ведь село стремительно умирает, и все больше жителей даже таких поселков как Заря, Опарино, с достаточно развитой инфраструктурой, превращаются в вынужденных переселенцев из-за низкого уровня жизни? Тем более идет стремительный процесс закрытия школ на селе. А село, как известно, живет, пока существует там школа. Запущенная Правительством Кировской области программа «мобильный учитель» не решит проблему, особенно в нашем районе, где нет нормальных дорог.

В соответствии с майским указом Президента, к 2018 году средняя зарплата педагогов должна составлять 200% от средней по региону. То есть в Кировской области она должна вырасти до 53 тысяч рублей. Сейчас зарплата педагогов, работающих на одну ставку, в 5 раз меньше. На какие еще ухищрения пойдут региональные и районные власти, чтобы отчитаться о выполнении указов, представить просто невозможно.

В заключение статьи хотелось бы поставить много-много знаков вопроса: К чему в дальнейшем готовиться учителям Опаринского района?????????

Левкина Людмила Анатольевна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ п. Заря.