Учитель – он учитель навсегда

Недавно на дверях одного из кабинетов районного Центра культуры и досуга появилось объявление: «Лингвистический центр «Релод» — Опаринский филиал».

Марина Павловна МакароваЧто такое «Релод», сегодня рассказывает руководитель филиала Марина Павловна Макарова.

«Если написать это слово по-английски и расшифровать каждую букву, то получится: «Русский и английский языки открывают двери». Главная задача «Релода» — изучение английского языка как разговорного.

«С Кировском центром «Релод» у вас давнее сотрудничество?»

«В 2004 году мы начали занятия, для чего арендовали один из кабинетов в Опаринской средней школе. Я вела уроки и одновременно была директором филиала. В этом году кабинетов уже два – в школе и в ДК. Там осталась Елена Павловна Кузнецова, которая много лет работает в «Релоде», здесь я.

Когда в школе было больше учеников, количество посещающих занятия доходило до 120 человек. В прошлом году осталось 45, в позапрошлом было 42. Нынче уже набирается 47 человек. Прием заявлений продолжается».

«Почему решили открыть второй кабинет?»

«Это мое желание. С 1 июня я уволилась из школы. Три месяца работала в центре «Релод» г. Кирова администратором научно-методической работы. Курсы повышения квалификации учителей, методика преподавания, отправление групп на море и за рубеж – этим я занималась. Но поняла, что административная деятельность – не мое. Имея такой стаж педагогической работы, трудно перестроиться на что-то иное. Лучше заниматься делом, которое знаешь и любишь».

«Детей с каким уровнем подготовки по английскому языку принимаете?»

«Уровень своих учеников мы знаем, он, конечно, разный, поэтому предлагаем и разные программы. А вообще-то планируем проводить первоначальное тестирование: 100 вопросов для старших учащихся и 40 – для более младших. На основании этого теста можно определить, какая программа больше подходит конкретному ребенку.

В этом году впервые берем детей с пятилетнего возраста в так называемую «школу развития». Для них из 100 уроков в году 50 отводится на английский язык по специальным детским учебникам, еще 50 – на основы грамматики, математики, арттерапию (элементы рисования) и природоведение, два раза в неделю по два урока».

«Занятия будет вести один преподаватель?»

«Нет. Английский язык – я, для проведения других уроков буду привлекать педагогов начальной школы.

Кроме этого, открываем подготовку к ЕГЭ не только по английскому, но и по другим предметам: русский, математика, история, обществознание. Учителя средней школы изъявляют желание работать с «Релодом».

В Кирове, конечно, предлагается более широкий спектр, но наши возможности в этом плане ограничены».

«Кроме занятий языком что еще «Релод» дает детям?»

«Возможность путешествовать. Мы с ребятами побывали во многих городах России, за рубежом. Нынешним летом, как и прошлым, опаринские дети ездили со мной в Новороссийск. Поездки на юг я практикую с 2004 года».

«Релод» только организует путешествия, но не финансирует?»

«Финансирование идет за счет родителей. Также можно пройти обучение за рубежом. Нынче Влада Тестова училась в Америке, Таня Шубина – в Англии. Предлагают Кипр, Австралию, Шотландию».

«Сами где-то побывали?»

«Ездила в Англию в 2010 году, возила 15 человек из десяти разных городов России на обучение на три недели. Конечно, деньги для таких поездок нужны немалые».

«Обучение в вашем филиале платное?»

«Да. Урок стоит 70 рублей, 100 уроков в год – получается 7 тысяч. Сумма делится на пять взносов по 1400. Родители заполняют договор, дети – личную карточку. Я привожу чеки на уплаченные суммы из Кирова. 13% от средств, потраченных на обучение ребенка, можно впоследствии вернуть через налоговую инспекцию».

«Занимаетесь только с детьми?»

«Впервые в этом году приглашаю взрослых, но пока никто не звонил. Сейчас многие выезжают в другие страны на отдых, в командировки – языковой минимум необходим».

«Кто из педагогов за эти девять лет работал вместе с вами?»

«Когда было больше групп, работали многие. Очень творческим было сотрудничество с Еленой Павловной Кузнецовой. Это учитель с артистическими данными, что в наше время и требуется, чтобы удержать внимание ребенка. Долго работали Ирина Александровна Давыдова, Галина Николаевна Баранцева, Алевтина Анатольевна Романенко. Немецкий язык (была и такая группа) вела Ираида Александровна Ботвина».

«Кто обеспечивает филиал методической литературой, учебными пособиями?»

«Цепочка такая: меня снабжает Киров, их – Москва, Москву – Оксфорд. Добираются до нас комплекты учебников и тетрадей долго, поэтому стоят достаточно дорого».

«По окончании учебного года выдается какой-то документ?»

«Сертификат международного образца с указанием уровня, на английском языке. Если ребенок проучился год и продолжает обучение далее, на следующий год он получит сертификат с более высоким уровнем. Один раз вручать сертификаты приезжал американец. За эти годы у нас побывали преподаватели из Канады, Великобритании, США, Правда, приезжали они только на один день».

«Когда начинаются занятия?»

«Как правило, с октября. В группах максимально может быть 12 человек, минимум – 8. Специфика предмета такова, что большое количество учеников в группе приведет к снижению качества преподавания. А в небольшой группе можно индивидуально подойти к каждому»

Педагогический стаж Марины Павловны – 27 лет. Три года после окончания института она работа в школе поселка Верхняя Волманга, семь лет – в Моломской средней. В Опаринской средней школе она преподавала иностранный язык с 1996 года.

Марину Павловну я сфотографировала со смешной игрушкой – птицей Нортон. Но это игрушка только на первый взгляд – она используется на уроках в начальном звене в качестве наглядного пособия, чтобы поставить детям артикуляцию звуков и добиться правильного произношения. Нортон надевается на руку и потом делает что угодно – например, раскрывает рот, показывая, как нужно правильно произносить тот или мной звук. А на переменах дети с удовольствием с ним играют.