Старая пластинка

Их четверо. Станислав Хусаинов играет на фортепьяно.

Ансамбль «Кабачок»

Кирилл Запольский – на скрипке.

Ансамбль «Кабачок»

Андрей Попов – на бас-гитаре.

Ансамбль «Кабачок»

Все они – преподаватели Кировского колледжа культуры. Татьяна Клестова не профессиональный музыкант, преподает черчение, мировую художественную культуру и ИЗО в одной из кировских школ. Она – обладатель глубокого и очень сильного голоса, лауреат многих фестивалей и конкурсов. А все вместе они – ансамбль «Кабачок», который сами называют «ретроспективно-экспериментальным».

Ансамбль «Кабачок»

Почему «ретро»? Да потому, что исполняет ансамбль музыку эпохи НЭПа, 20-30-х годов прошлого века. Это танго, фокстроты, цыганские и прочие романсы. Когда-то такая музыка была чрезвычайно популярна, потом с ней и ее создателями начали бороться, отождествили с мещанством и объявили, что она якобы мешает строительству социализма.

Имена многих прекрасных композиторов и исполнителей были преданы забвению. И сегодня «Кабачок» возвращает их нам. Дина Дян, Алла Боянова, Петр Лещенко, Николас Бродский, Борис Фомин, Изабелла Юрьева, король танго Оскар Строк, а также Леонид Утесов и Клавдия Шульженко…

Иллюзия погружения в эпоху начала прошлого века полная. Как будто достали из бабушкиного сундука старый патефон, стерли с него пыль, заменили иголку, подкрутили ручку и поставили на вращающийся диск пластинку с полустершейся надписью. «Моя Марусечка», «У самовара», «Белая ночь», «Записка», «Эх, душа моя», «Я ехала домой», песня об Одессе и другие из репертуара Утесова…

Почему именно этот музыкальный пласт решил поднять ансамбль?

«Под него и собирались, — ответил руководитель коллектива Станислав Хусаинов. – Я классический музыкант и не думал, что мне эта музыка понравится. Но зацепило. Импонируют ее наивность и искренность, полное отсутствие пошлости. Мы не берем песни, где есть хотя бы намек на нее или так называемый «блатной» налет. А если уж берем, то стараемся этот налет убрать, облагородить мелодию».

Чем привлекла данная программа Татьяну Клестову?

«Пою с удовольствием. Каждая репетиция для меня — праздник. Эти произведения хороши тем, что в них есть что прочувствовать, что пережить. Ты печалишься и радуешься, потому что есть чувства и в словах, и в музыке. Это понимаешь всякий раз, это заводит, кураж передается зрителям. Песни, которые я исполняю, настоящие, они идут от души, над ними не властно время».

Ансамбль «Кабачок»

А что идет от души, с душой и исполняется. И зрители это чувствуют, атмосфера в зале возникает очень теплая и доверительная. Удовольствие получают все: слушатели – от погружения в мир живого звука, артисты – от процесса исполнения. Добавьте сюда волшебное звучание скрипки Кирилла, виртуозные импровизации на фортепьяно Станислава – и вы поймете, почему два часа пролетают незаметно.

Ансамбль существует год. Данная программа «обкатывалась» в течение шести месяцев. Сейчас ребята показывают ее, в том числе и в джаз-клубе города Кирова, а недавно побывали с концертами в Сибири. И хотя программа, по словам руководителя, «устоялась», но не являет собой нечто застывшее – в ней постоянно что-то меняется, дополняется или исключается.

Кстати, почему «Кабачок»? Первая ассоциация – с огородным овощем.

«Овощи тут не при чем, — смеется Станислав. – Мы исполняем музыку, которая раньше звучала в кабаках и ресторанах. Ведь кабак в прежние времена был не только питейным заведением, куда забегали перекусить. Он нес музыкальную культуру в определенные социальные слои населения».

Музыка 20-30-х годов к нам еще вернется. Это сделают и уже делают музыканты из «Кабачка». Потому что она – настоящая.

Попытка соединить в единую композицию романс, танго и фокстрот удалась. Причем зрители не просто слушали, но еще и знакомились с историей появления этих танцев в нашей стране, узнавали имена композиторов и исполнителей, факты их биографий, нередко трагических.

Татьяна Тунгусова, фото автора.