Пыль да туман. Окончание

Сказки закончились, переходим к прозе жизни. И тут, исходя из предыдущего повествования, встает вопрос: с кого спросить, что соседи умеют решать дорожные вопросы, не отходя от областной кассы, а опаринцы это делать разучились? Или стесняются?

Пыль да туман

Еще один пример. В августе 2014 года подосиновляне подняли вопрос о местной дороге Подосиновец – Пинюг – Скрябино. И добились своего: эта дорога в 2016 году будет передана в областную собственность после завершения строительства дороги Альмеж – Опарино и подготовки необходимых документов. В текущем году наиболее проблемные участки этой дороги будут отремонтированы на деньги, выделенные из областного резервного фонда. Почему бы опаринцам так же настойчиво не прорабатывать вопрос о передаче дороги Опарино-Даровское, которая является межмуниципальной, то есть областной? Почему же для опаринских дорог нет никакого дела ни областному бюджету, ни резервному фонду?

А может быть, дело в другом: меньше требуешь, скажу мягче – просишь, тем прочнее сидишь на своем месте? А вышестоящие  органы тебя, тихоню, еще и в пример другим ставят: вы все просите, вам все мало, учитесь у тов. Н… как работать  надо: все решает на месте, обходится своими средствами и своими силами. Значит, надо настойчивее с участием общественности и депутатов работать с правительством области. Хочу напомнить, что на поддержку  бюджетов муниципальных образований на 2015 год в областном бюджете предусмотрены субвенции, субсидии, дотации почти на 15 миллиардов рублей.

Так может, Опаринскму району эти дополнительные средства не нужны? Послушаем, что говорил глава района Л.И.Ершов в своем отчете за 2014 год: «В текущем году данные направления работы остаются также в центре нашего внимания. Учитывая низкую удовлетворенность населения района транспортным обслуживанием (26,92%  из числа 78 опрошенных) и качеством дорог между поселениями (25,64% из числа 78 опрошенных) считаю своей задачей инициировать встречи в Правительстве области с целью обсуждения вопросов  по выделению дополнительных денежных средств на ремонт автодорог и  выделения денежных средств на покупку автобуса, т.к. в районе отсутствует автотранспортное предприятие, а в муниципальной собственности района имеется только два автобуса, которые не  могут закрыть все маршруты. Также отмечу необходимость организации более жесткого контроля за расходованием денежных средств, выделенных на дорожную деятельность…»

Кто бы спорил?

Как тут не обратиться к истории дорожного строительства в Опаринском районе. Даже в очень сложные и трудные предвоенные годы, когда победно завершился  вооруженный конфликт СССР с Финляндией, а страна перешла на военные индустриальные рельсы, этот вопрос постоянно стоял в повестке дня.

В апреле 1941 года Пленум Кировского обкома ВКП(б) утвердил годовую программу дорожного строительства. 15 мая 1941 года секретарь Опаринского райкома ВКП(б) М.Петешин выступил в районной газете со статьей «Задачи дорожного строительства». В июне в районе был объявлен месячник дорожного строительства и принято решение «Об утверждении переходящего Красного знамени за успешное выполнение плана дорожного строительства», которое подписали председатель исполкома райсовета Г.Шубин и секретарь райкома ВКП(б) М.Петешин. 15 июня «Опаринская искра» призывает дать «Полную нагрузку декавильным дорогам». Сегодняшнему читателю слово «декавильная» незнакомо, поэтому пояснение к этому слову дам в ссылке в конце статьи. «Опаринская искра» в течение первого полугодия 1941 года  постоянно обращалась к этой ведущей теме в жизни района, пока ее не оттеснила война.

Конечно, большая работа в этом плане отводилась работникам дорожного отдела райисполкома, который возглавлял А. Хребтов. Он часто сам брался за перо, рассказывал об успехах и просчетах, настраивал строителей дорог (а это были командированные колхозники) равняться  по передовым участкам. Обратил внимание на информацию о работах на Шабурском тракте. Описанная картинка из 1941 года в моей памяти восстановила картинку года 1953, когда мы с мамой пробирались из Опарино на ее малую родину – в деревню Широкородскую. Рано утром заняли очередь на крыльце столовой райпотребсоюза, которая в те годы служила местом встреч пассажиров с деревенским возчиками. И вот мы уже двинулись на одной из подвод, добрались до Дуванного, где почти на берегу Моломы стоял двухэтажный дом, в котором на первом этаже функционировала столовая, а на втором — гостиница. Здесь мы, дав отдохнуть лошадке,  пообедали и двинулись дальше.

По обе стороны дороги в придорожных кустах стояли шалаши, рядом с ними горели костры, на дороге  кипела работа – командированные из колхозов мужики прокладывали гати, подвозили грунт, мостили и засыпали промоины. Помню даже кусочек дороги выложенной деревянными кубиками, точно такими, какими были устроены полы в гараже в моей родной Харьяге. Лошадь тяжело тянула телегу, на которой  сидели только дети, взрослые месили дорожную грязь(ночью прошел сильный ливень), пока мы не прибыли в Шабуры. Место стоянки было определено заранее – дом Пономаревых. Говорили, что это заведующий дорожным отделом договорился с ними о постое странствующих.

Сегодня в составе администрации Опаринского района нет дорожного отдела, но есть отдел жизнеобеспечения, транспорта, связи.  Звучит несколько неуклюже и как-то странно. Из муниципального транспорта в районе всего два отжившие свое автобуса, частников-водителей, которые занимаются перевозками пассажиров по муниципальному заказу, днем с огнем не сыщешь, не берутся они возить жителей опаринской глубинки по разбитым дорогам. Себе дороже! Со связью тоже пока дела не блещут. Интернет упорно не хочет идти по сельским деревням. Верхняя Волманга ждет обещанной связи с «большой землей». А слово «обеспечение» применительно к районному отделу звучит несколько высокопарно и многообещающе, потому что оно привязано, согласно языковых словарей, в основном, к космической отрасли: система жизнеобеспечения в космическом корабле. А район не  корабль. Это космическому кораблю дороги не нужны, а району и людям без дорог и ни туды, и ни сюды.

Вот почему «Опаринская сорока» так настойчиво ведет эту тему «Лето началось – станут ли дороги лучше?» — 29 мая 2015 года, «На дорогах ведутся работы» — 26 июня,  «Пройдутся фрезой» — 2 июля, «Замороженная» дорога» — 7 июля. В информации «Пройдутся фрезой» дано сообщение о том, что «в системе «Кировавтодора» продолжается укрупнение дорожных участка. К Мурашинскому, например, будет присоединена Юрья, к Лузе – Подосиновец. Так что мечты о создании в Опаринском районе собственного дорожного участка – это из разряда утопий». Думаю, с первых шагов, когда речь зашла о возрождении районного дорожного участка, все хорошо понимали, что это утопия. Но делали вид, что предпринимают попытки реанимации прошлого. Ведь это тоже вид деятельности, живой отклик на запросы селян. А то, что затея эта провалилась, так спрос не с нас, это даровляне виноваты, что вовремя подсуетились и сумели прихватизировать все имущество опаринского участка. Теперь оно их  имущество, вернее, техника. А своя рубашка завсегда ближе к телу.

Допустим, удалось бы воссоздать в Опарино дорожный участок. Но его нужно не только обеспечить работой и кадрами, его нужно еще и содержать, создавать соответствующую базу. И сразу встает вопрос: на какие средства, если со строительством детского сада на 140 мест до сих пор нет никакой ясности, открытым остается вопрос строительства нового учебного корпуса коррекционной школы-интерната, нет денег на фасадный ремонт здания Центра досуга, а это, по сути, лицо поселка, из-за скудности бюджета пришлось закрыть поселковую баню и т.д.

Средств, как видим. на нормальное «жизнеобеспечение» района не хватает. На 1  января 2014 года муниципальный долг Опаринского района составлял 9,5 млн. рублей, на 1 января 2015 года он вырос до 11,1 миллиона. Расходы на обслуживание муниципального долга района за 2014 год составили 850,5 тыс. рублей и увеличились по сравнению с 2013 годом в 1,6 раза. Прекрасно, что Опаринский район вошел в областную программу по переселению из аварийного и ветхого жилья, на которую в 2014 году было выделено 22 миллиона рублей. Но как же быть с жителями Чурсьи, которые долгие годы тоже ждут переселения? Ни переселения, ни дороги!  А как же быть с дорогами на Молому и Верхнюю Волмангу? Не случайно в одной из летних поездок по району услышал знакомую до боли песню.

Эх, дорога,
Пыль да туман.
Обещают много —
Только все обман.

Не могу продолжить дальнейшее изложение этой самодеятельной и очень критичной песни, которая привязана к конкретной местности и конкретным людям. Не могу, потому что есть в ней слишком крутые выражения, настоянные не на луговых травах, а на крепком  мужицком русском слове.

Летом, преодолевая отрезок трассы  Опарино — Вазюк, еще не один год водители будут наблюдать пыль, вьющуюся колесом, так как вопрос с асфальтированием этого участка дороги почему-то прочно привязали к срокам завершения всех работ на трассе Скрябино — Альмеж – Опарино. Что делать, подождем, тем более, что губернатор Н.Ю.Белых во время посещения этой трассы в августе 2014 года заявил: «Важно, чтобы участок дороги Альмеж – Опарино был сдан в срок (2015 г.) и в надлежащем качестве». Надо полагать, он примет все меры, чтобы сдержать свое слово! И то, что Мурашинское дорожно-эксплуатационное предприятие планирует произвести восстановительные работы на отрезке Опарино-Вазюк дает некую надежду, что за первыми 4,5 километров дорожного полотна (как испытательный полигон) будут подсыпаны щебнем и приведены в надлежащие состояние и другие участки. И тогда, может быть, дорожная пыль не будет густо украшать лобовые стекла автомобилей и мешать обзору водителей. И останется в остатке только туман нереализованных планов и обещаний.

Николай Шкаредный.

Примечание: Массовое поступление лесовозной техники потребовало ускоренного строительства специальных дорог для вывозки леса. В этот период широкое распространение стали получать узкоколейные железные дороги, автолежневые и зимние ледяные для вывозки леса машинами и тракторами, а также рационализированные дороги для гужевого транспорта (декавильные, круглолежневые).

На снимках:
А для лошадки и мужика зимник – лучшая дорога, да только где взять эту самую лошадь?
Губернатор области Н. Ю. Белых в Опарино.