Профессия в наследство

Песня вспомнилась: «Куда уходит детство, в какие города? И где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?» Похоже, ответ на этот вопрос знает Надежда Витальевна Грабовницкая, методист по работе с детьми Опаринской библиотеки.

Надежда Витальевна Грабовницкая

А начался наш разговор с такого вопроса:

 «Профессия библиотекаря – это случайный или осознанный выбор, или она перешла по наследству от мамы, Любови Матвеевны Калугиной?»

«Иначе, наверное, и быть не могло: я же выросла в библиотеке, все детство прошло между этих стеллажей, в коллективе, где работала мама – она много лет заведовала взрослой библиотекой. Сейчас моя внучка  тоже бежит ко мне в библиотеку – ей нравится здесь».

 «Рано ли вошли книги в твою жизнь?»

«Очень рано. Бабушка Мария Алексеевна читала мне сказки и почему-то начала  знакомство с ними именно со сказок Пушкина. И когда девочке подарили сборник лирики этого поэта, первое стихотворение, которое Надежда выучила наизусть, было:

«Я Вас любил, любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…»

Очень любила она  посещать детскую библиотеку. Где на абонементе можно было взять интересную книжку. А еще в библиотеке был читальный зал – туда ходили, чтобы читать. Если прочесть за один раз не удавалось,  книгу записывали в карточку, непременно указывая, на какой странице ребенок остановился. И когда он приходил в читальный зал в следующий раз, библиотекарь подсказывал, с какой страницы нужно продолжать чтение.

 «Сомнения когда-нибудь были относительно выбора профессии?»

«В десятом класса несколько человек из нашего класса ездили на подготовительные курсы в Кировский педагогический институт. Сестра училась на педагога, и у меня была такая мысль. В итоге из класса, где я училась, семь человек стали учителями. А у меня сложилось вот так: из всего выпуска (было четыре класса) единственным библиотекарем оказалась я. Конечно, Любовь Матвеевна ненавязчиво подталкивала именно к этому выбору. Думаю, что она была права; мамы, они и должны направлять, со временем ребенок сам поймет, что родители были правы».

 «В каком году ты пришла работать в детскую библиотеку?»

«В 1983 году. Тогда библиотеки, и детская, и взрослая, размещались в старой начальной школе. Новые здания были построены позднее».

 «С какого возраста дети начинают посещать библиотеку и в каком возрасте у них пропадает интерес к чтению?»

«Я бы не сказала, что интерес теряется – скорее всего чем старше ребенок, тем меньше у него свободного времени для чтения. А ходят к нам, начиная с дошкольников, и до 10-11 классов. Приходит достаточно много родителей – зачем покупать книги, когда можно взять их в библиотеке? Сейчас дети загружены и в начальной школе, так что мы не удивляемся, когда книги за ребенка приходят менять родители, потому что они учатся вместе с детьми».

 «Правы ли родители, которые рано приводят своего ребенка в библиотеку?»

«Конечно. Чем раньше ребенок поймет, что такое библиотека, привыкнет к ней,  тем более активным читателем он станет, тем проще ему подобрать нужную литературу по предмету – он может четко сформулировать свои запросы»

 «Появился Интернет, появились букридеры – заменят ли они книгу на бумажном носителе?».

«Думаю, что нет. Дети иногда сами озвучивают мысль о том, что от компьютера портится зрение, что читать на мониторе нравится не всем. Словом, попробовав то и то, они приходят к выводу, что им комфортнее и удобнее взять в руки привычную книгу в переплете. Естественно, что благодаря Интернету количество запросов и справок, которые дает библиотека, уменьшилось. Но говорят так : «Яндекс найдет ответы на все вопросы, а на которые не найдет Яндекс, найдет библиотека». Я с этим согласна».

 «Трудно ли работать с детьми?»

«Трудно, но интересно. Главное – дети любят библиотеку и охотно откликаются на проводимые нами мероприятия».

 «Сама себя, общаясь с ними, ощущаешь моложе?»

«Наверное. Надо и выглядеть соответственно, и зал оформлять интересно, и не менее интересно рассказывать. Чтобы каждое наше мероприятие дети воспринимали как праздник. Общение с детьми дает дополнительную энергию, и хотя устаешь эмоционально, понимаешь, что иначе ты уже не можешь. Есть люди, которые, отработав день, приходят домой и даже не вспоминают о работе. У меня мысль работает постоянно. И тяжело от этого, и понимаю, что по-другому у меня уже не получится».