Полцарства за вагон

На церемонии вступления в должность главы района в своем заключительном слове М. П. Седельников обозначил проблемы, которые предстоит решать в первую очередь. Одна из них – отсутствие вагонов для отгрузки продукции лесозаготовительных предприятий. В январе мы поднимали эту тему. С тех пор ситуация к лучшему не изменилась, а лишь усугубилась, причем не в отдельно взятом Опаринском районе, а в области в целом. Об этом – материал газеты «Вятский наблюдатель».

Лесопромышленный комплекс Кировской области загнали в железнодорожный тупик. Скопившаяся на товарных площадках и складах по окончании лесозаготовительного сезона продукция вятских лесозаготовителей и переработчиков древесины второй месяц не грузится и не отправляется потребителям за пределы региона из-за отсутствия железнодорожных вагонов.

Деятельность большинства предприятий комплекса практически парализована. Они несут колоссальные убытки и находятся на грани разорения.

— Ситуация — застрелиться! — говорит гендиректор ОАО «Майсклес» Георгий Смирнов . — Долги растут, производство стоит, зарплату и поставщикам платить нечем, а готовая продукция — более чем на 6о млн. рублей, если даже продать ее по себестоимости, — лежит без движения мертвым грузом. Более того, начинает портиться. Две тысячи кубометров фанерного кряжа, если его не реализовать, уже в апреле придут в негодность. А это 4 миллиона чистого убытка. 16 февраля подписал приказ о сокращении штатов: к лету 250 человек разом выброшу за ворота предприятия. Хотя они мне позарез нужны. И все потому, что не могу дождаться вагонов.

За первые три месяца этого года поставлено на 578 единиц подвижного состава меньше, чем в прошлом. А ведь объемы производства и выпуска продукции мы не снижали. Первая и Вторая грузовые компании, когда бы мы ни обращались к ним с заявками, дают один ответ: «Ничем не можем помочь, вагонов нет». Только из того, что еще осталось в хозяйстве РЖД, каждый день с ревом, с криками по 1-2 вагона выбивали. Но с марта их тоже не стало.

Практически слово в слово Смирнову вторят и другие производители. По словам руководителя фирмы «Алмис», они второй месяц не могут отгрузить экспортную продукцию. Главная продукция скоропортящаяся — пиломатериалы — лежит на открытой площадке. В области такую огромную партию быстро не реализовать. И вывезти невозможно: ни одного вагона в марте, ни одного в апреле. Сорваны экспортные контракты. Покупатель может предъявить штрафные санкции.

«Катастрофа просто!» — говорит Михаил Скворцов. Аналогично оценивает ситуацию Владимир Паюсов, руководитель предприятия «Дюкон»: "У всех лесопромышленников сейчас проблема. Северная, Горьковская железные дороги — ни одного вагона. Грузим в приватизированные частные вагоны — это всего 3-5 процентов от потребности. Дело плохо закончится. Может быть социальный взрыв. Люди без зарплаты. Продукция не реализована.

Государственное ОАО «РЖД» передало вагоны частным компаниям. А они лесникам вагоны не дают. Хотя они есть. Просто выжимают деньги. Вагоны стоят на Оричах — целый состав «Первой грузовой компании». Но не дают.

За круглым столом в ВТПП с представителями ГЖД «лесни¬ки» уже встречались, обращение губернатору Никите Белых направляли, на прием к его заму Сергею Щерчкову ходили. Даже в кабинете начальника Горьковской железной дороги с расчетами в руках побывали. Но ответ получили «непечатный»...

— Если еще месяц нас так продержат, — говорят руководители предприятий лесной отрасли, — крах всему лесопромышленному комплексу будет.

Лесопромышленники намереваются под красными флагами КПРФ пикетировать административ¬ное здание Кировского отделения Горьковской железной дороги на улице Комсомольской.

Между тем кировское правительство по-прежнему не проявляет особой активности. Хотя железнодорожная горе-реформа уже больно ударила по экономике всего региона.

Елена Красноперова.
«Вятский наблюдатель».