«Пока горит свеча…»

Лето – не просто время отпусков и каникул. Именно в летние месяцы приостанавливают свою деятельность творческие объединения при учреждениях культуры, чтобы новый сезон начать с новыми замыслами и планами.

В октябре прошлого года при Центральной библиотеке им. Н. А. Яхлакова поселка Опарино открылась литературно-музыкальная гостиная. По июнь включительно ежемесячно в ней проводились вечера, в сценариях которых органично сочетались художественное слово и музыкальное сопровождение. На них приходили не только взрослые жители поселка – композиция «Две дороги – две судьбы», например, заинтересовала старшеклассников Опаринской средней школы.

Последним мероприятием цикла стал вечер русского романса «Пока горит свеча». Открыла его песня «Возвращение романса» в исполнении М. Магомаева.

Как продолжение темы прозвучали строки стихотворения Натальи Исаевой-Горецкой:

Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной,
Туда, где встретит нас романс.

В чем же заключается притягательная сила романса? Это песня-вздох, песня-откровение, выражающая все, что наболело на душе, что сердце тревожит и уснуть не дает.

У романса есть только одна тема – любовь. Все остальное – жизнь и смерть, судьба и ее удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связаны они с этой главной и единственной темой.

Романс – жанр удивительный в своей гибкости и многогранности. Не единожды проклятый то за банальность, то за примитивность и мещанство, не единожды приговоренный к забвению, он всякий раз, как птица Феникс, возрождается из пепла.

Слушатели познакомились с историей рождения романса и узнали, что появился он в Испании в 13-14 веках, откуда распространился по всей Европе и попал в Россию.

Русский романс – явление особенное. К нему обращались многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных откровений, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, результатом личных переживаний.

Вниманию собравшихся были предложены романсы «Гори, гори, моя звезда» Булахова, «Средь шумного бала» Чайковского, «Я помню вальса звук прелестный» Листова, цыганский романс «Две гитары», «Только раз бывает в жизни встреча» Фомина, «Утро туманное» Абаза, романсы, созданные современными композиторами на стихи С. Есенина, а также к кинофильмам и спектаклям.

Романсы прозвучали в записи в исполнении О. Погудина, А. Градского, В. Пономаревой, М. Корнеевой, В.Петрова.

Если вслушаться, вдуматься, прочувствовать русский романс, станет ясно, что стремясь походить на Запад с его эмансипацией, феминизмом, шовинизмом и прочим, мы теряем что-то, что является неизмеримо более важным. Что наша русская душа стремится к прекрасному, к поэтичному… Например, к русским романсам, в которых живет любовь. Ведь пока жива душа, ей тоже нужно чем-то питаться…

А при чем тут свеча, спросит читатель. Она горела на столе весь вечер не случайно. Ведь в народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, наносного. Что пока она горит, не угасает и надежда. Хочется верить, что прозвучавшие в этот вечер романсы дали душам тех, кто их слушал, что-то светлое, доброе и нежное.

Вечер русского романса