Поэт достоинства и чести

Когда Булат Окуджава написал вот эти строки: «Совесть, честь, отвага и достоинство – вот оно, святое наше воинство…» — возможно, он имел в виду именно своего собрата по перу прекрасного русского поэта Андрея Дементьева.

Этот человек за долгую (а родился он в июле 1928 года) жизнь ни разу не поступился собственными  принципами, не изменил своим убеждениям, и как бы ни складывалась жизнь, всегда называл белое белым, а черное черным. За что и расплачивался: его не печатали, от него отворачивались друзья, на долгие годы его творчество было подвергнуто забвению.

26 октября в литературно-музыкальной гостиной «Струны души» при Опаринской центральной библиотеке им. Н. А. Яхлакова состоялся вечер, посвященный творчеству Андрея Дементьева. Звучал  не только рассказ о его жизни, но и песни на его стихи и сами стихи в исполнении постоянных членов клуба.

Я – русский,
Я из той породы,
Чья кровь смешалась
С небом и травой,
Чьи прадеды в зеленый храм
Природы
Входили с непокрытой головой.

Эти проникновенные строки написаны Андреем Дементьевым, Поэтом с большой буквы, стихи и песни которого известны каждому. Его стихи по манере своей, по духу – продолжение традиций русской поэзии, выражение души и чаяний своих соотечественников.

Поэт вспоминает: к чтению приучил отец, в детстве он прочитал сыну всего Ж. Верна, читал ему Пушкина и Лермонтова. Детство поэта пришлось на тяжелые годы войны, чтобы не так хотелось есть, он шел в библиотеку и читал, читал... Просиживал там все вечера.

Я с книгой породнился в дни войны,
О, как же было то родство печально!
Стянув потуже батькины штаны,
Я убегал от голода
В читальню.

Жили в то время трудно и бедно. Отец был арестован по печально знаменитой 58 статье. Из-за этого юноше было отказано в поступлении сначала в Военно- медицинскую академию, а потом в институт международных отношений. Андрей Дементьев смог поступить только в Калининский педагогический институт, из которого через три года перешел в Литературный институт, выдержав конкурс 15 человек на место.

О, юность наша!
Ты была нелегкой…
В дыму июней,
В стужу январей
Ты все познала-
И бомбежек грохот,
И скорбное терпенье матерей.<…>
Нам 45-й выдал аттестаты,
А зрелость нашу освятил салют,
И смех отцов, и слезы их солдаток,
Все перенесших ради тех минут.

Во многих стихах поэта ощутимо романтическое восприятие мира. Дементьев с ностальгией вспоминает молодость, потерянных друзей, любимых когда-то женщин.

Тепло и проникновенно прочитали стихи об этом Наталия Смирнова («Переменчивый мир»), Зоя Касьянова («Руки мамы»), Галина Раимбекова («Сестра милосердия»).

Поэта все больше тянуло в Москву; он понимал, что центр поэтической вселенной был там, в столице. Старший товарищ по перу Борис Полевой предупредил, что Москва — жестокий город, не все выдерживают. Но Андрей Дементьев выдержал. И работу в ЦК ВЛКСМ, где жизнь велась по непривычным для него законам бюрократии. Выдержал и предательство друзей, которые отвернулись на другой же день, как он перестал быть главным редактором журнала «Юность», которой было отдано более двадцати лет.

Как важно вовремя уйти,
Уйти, пока ревут трибуны,
И уступить дорогу юным,
Пока полжизни впереди.
На это надо много сил –
Уйти под горький ропот судей,
Уйти, покуда не осудят
Те, кто вчера боготворил.

«Лебединая верность», «Яблоки на снегу», «Баллада о матери» («Алексей, Алешенька, сынок»), «Аленушка», «Отчий дом», «Каскадеры», «У Есенина день рождения», «Я тебя рисую», «Отцы не оставляйте сыновей»… Эти и многие другие песни хорошо знакомы людям старшего поколения. Все они написаны на стихи поэта Андрея Дементьева.

Музыка как бы изнутри наполняет его поэтические строки. Больше всего песен у Дементьева написано в соавторстве с композитором Евгением Мартыновым. Очень нежно относился А.Дементьев и к Владимиру Мигуле. Это был не только талантливый композитор и певец, но и прекрасный человек – тонкий, умный, открытый. Они с полуслова понимали друг друга, поэтому и работалось легко. Танго «А мне не надо от тебя», с которого началось их совместное творчество, приобрело огромную популярность.

И еще раз о жизненной позиции поэта – она в его стихах.

«Не люблю хитрецов,
Не умею хитрить.
Не могу дурака
Похвалой одарить.

Не умею молчать,
Если сердце кипит.
Не меняю на выгоду
Горьких обид».

«Я ненавижу в людях ложь.
Она порой бывает разной —
Весьма искусной или праздной,
И неожиданной, как нож.

Я ненавижу в людях ложь.
И негодую и страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберешь».

Эти два стихотворения прочитали Елена Блинова и Виктор Соколов.

Значительный пласт в творчестве Андрея Дементьева занимают стихи о войне. Видевший горе войны и сам его переживший, Андрей Дементьев пишет об искалеченных людских судьбах, о тех, кто прошли через ужасы войны, претерпели ту боль, что она несет, отдали жизни во имя Победы.

22 марта 1943 года исчезла с лица земли тихая белорусская деревня Хатынь. С того страшного дня. Хатынь так и не возродилась. Но Хатынь не забыта. Двадцать шесть колоколов день и ночь гудят над сгоревшей деревней. И кажется иногда, что это отзвуки последних ударов тех, сгоревших, сердец, и кажется, что это предсмертный стон, прорвавшийся к нам через годы.

Стихотворение «Колокола Хатыиь», прочитанное на два голоса Татьяной Петуховой и Еленой Блиновой, заставила зал замереть. А музыка, скорбно-торжественная, разбередила души. Кульминацией вечера стал рассказ об истории создания стихотворения и песни «Баллада о матери».Многие не смогли сдержать слез, когда зазвучали всем знакомые слова: «Алексей, Алешенька, сынок…»

Читая стихи Андрея Дементьева, словно припадаешь к прозрачному источнику, который дает силы жить, противостоять злу, творить добро, оставаться людьми в любой ситуации. Его поэзия обращена к каждому из нас, она помогает жить, переоценивать смысл жизни, радоваться ей. Учат доброте, любви, уважению к людям, милосердию.

У автора очень много стихотворений о любви. И все они до такой степени искренние, так трогают душу, что каждый невольно примеряет их на себя – не о нем ли написано? Затаив дыхание, слушал зал, как Ирина Бабкина читала «Сумерки» («Давай помолчим, мы так долго не виделись…»), Елена Воробьева – «Душа не хочет перемен»,  Надежда Громоздова – «Нет женщин нелюбимых», Антонина Боброва – «Давнюю песню».

Каких бы грустных тем ни касался Андрей Дементьев, всегда  в его стихах сохраняется ощущение света. Свет его души, его доброты и таланта дают возможность верить, что есть еще во всех нас сердце, совесть, сострадание друг к другу. И о том, что не сбылось, никогда не нужно жалеть. Стихотворением «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку» поэтический ряд завершила Анюта Чеснокова.

В этот вечер прозвучали песни на стихи А. Дементьева, которые украсили и разнообразили программу: «Молитва Шопена», «Натали», «Давай попробуем вернуть», «Без тебя», «Баллада о матери», «А мне не надо от тебя», «Отчий дом». А в заключение прозвучали в аудиозаписи новые, еще не опубликованные стихи поэта, в которых он еще раз выразил свое кредо.

Мое поколение

Мы поколенье совести, мужества и любви.
Мы были когда-то порослью, а стали людьми.
Мы прошли дорогами горести, теряя друзей в боях.
Мы – поколенье совести, забытое впопыхах.
Забытое новой порослью, манкуртами и шпаной.
Мы – поколенье совести, измученное войной.
И как сказал о нас Зельдин, великий артист и брат,
Не завтра и не намедни жизнь нам не повторят.
И поколенья такого случиться не может вдруг.
Но мы оставляем повод вспомнить наш звездный труд.
Мы поколенье совести, мужества и войны,
Причастное к славе и доблести великой нашей страны.
Мы поколенье совести, сломившее смерть и страх.
И нет печальнее повести, чем повесть о фронтовиках.