«Подросток и закон»

Всегда ли молодые люди и подростки знают о своих правах, обязанностях, мере ответственности за нарушение законов? И если возникает правовая проблема, к кому могут они обратиться за помощью, способны ли правильно оценить ситуацию?

С целью повышения правовой культуры подрастающего поколения для школьников района не первый год проводится Неделя правовых знаний, одним из мероприятий которой является игра-конкурс «Подросток и закон». Организуют ее сектор спорта и молодежной политики и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В этом году правовая неделя проходила с 15 по 21 октября. В конкурсе «Подросток и закон» приняли участие команды Опаринской, Речной, Заринской, Маромицкой средних и Моломской основной школ.

Игра состояла из семи этапов, в ходе которых нужно было выполнить задания по определенной теме. Некоторые из них участники готовили дома, на некоторые давали ответы по ходу игры.

Конкурс первый – «Визитная карточка». В нем ребята должны были представить свои команды: название, девиз, песню, речевку. Участники из Моломской школы представили себя как «Великолепная шестерка».

Подросток и закон. Молома

Команда Опаринской средней школы выбрала название «Активная молодежь».

Подросток и закон. Опарино

Ребята из Зари назвали команду «МЕНТ» (мировые, единственные, неповторимые, таинственные).

Подросток и закон. Заря

Маромицкая школа – это «Юные знатоки закона».

Подросток и закон. Маромица

Команда школы из поселка Речной – «Новое поколение».

Подросток и закон. Речной

В «Разминке» каждая команда готовила вопросы для соперников. Сразу же поставили в тупик всех ребята из Зари, спросив: «Что такое промульгация?» Ответа у знатоков не нашлось. А это оказалось обнародование закона. Но потом дело пошло на лад. Участники маромицкой команды вынесли ящик. В него был помещен некий предмет, который и нужно было угадать. Подсказка такая: первое упоминание о нем было в 443 году до нашей эры; он имел французские и итальянские корни; в средневековье он содержал перечень посещаемых населенных пунктов; в некоторых странах он выдавался по желанию. Нечто, заключенное в ящике, оказалось… паспортом. Первой правильный ответ дала команда Речной школы. Команда Моломской школы предложила житейскую ситуацию, остальные участники игры должны были квалифицировать поступки действующих лиц. Еще одну ситуацию предложила рассмотреть команда Опаринской средней школы. Даже в сказке про Золушку была найдена правовая подоплека: эксплуатируя девочку, злая мачеха нарушила несколько положений Конвенции о правах ребенка.

В конкурсе «Юридический словарь» нужно было объяснить значение юридических понятий и терминов. В ходе «Конкурса эрудитов» ребята вспоминали пословицы и поговорки о правах и законах, вставляли пропущенные слова в афоризмы, поднимались по «лестнице прав». Родившись, человек получает определенные права. И чем взрослее он становится, тем этих прав больше. Какое право появляется у человека вместе с конкретным возрастом7 На этот вопрос и отвечали команды, поднимаясь по «лесенке».

«Домашнее задание» — еще один конкурс. Для него каждая команда подготовила мини-спектакль на правовую тематику. Самое интересное, что целый ряд нарушений закона участники отыскали даже в сказке «Красная шапочка». А вывод из этого конкурса был сделан такой: «Самое главное право человека – в любых обстоятельствах оставаться человеком».

В «Правовой викторине» из нескольких вариантов ответов на вопрос нужно было выбрать правильный.

Не все команды сумели подготовить проекты «Молодежь и право», направленные на повышение правовой культуры. Поэтому защита их шла вне конкурса. Заинтересовал проект команды Маромицкой школы о вредных привычках. Ребята провели опрос среди учащихся школы, проанализировали ответы, сделали выводы и подготовили слайды. Ребята из Заринской школы рассказали об идее создания новой добровольной молодежной общественной организации «Новое поколение», которая объединила бы лучшие традиции пионерии и комсомолии. О желании школьников участвовать в управлении школой, решать вместе со взрослыми проблемы своего населенного пункта говорили ребята из Речного.

Больше всех баллов набрала команда «Юные знатоки закона» из Маромицы. Она и стала победителем конкурса (64 балла). На втором месте команда «Активная молодежь» из Опаринской средней школы (60 баллов), на третьем – ребята из Речного – команда «Новое поколение» (56 баллов).

Татьяна Тунгусова, фото автора.