Памятник прошлого века. Часть 24

Лес да лес кругом

Станция Черемуха всегда жила лесом. И люди тоже жили лесом. Одни лес растили, другие рубили, третьи вывозили и поставляли на новостройки и предприятия великой Родины.

Станция Черемуха

Лес да лес кругом: дорога в поселок

О лесозаготовителях я в предыдущих зарисовках рассказал подробно, а эту хочу начать со знакомства с теми, кто опекал лес, растил его, чтобы и будущие поколения могли любоваться не только «зеленым золотом», но и зеленым нарядом земли нашей северной. Потому в канун дня работника лесной промышленности в далеком 1969 году приехал в Черемуху, чтобы встретиться с лесниками. Их было немного, это летом, когда шли посадки и посев в делянках, отряд умножали добровольцы. Несколько раз и сам, когда жил и работал на Вазюке, принимал в делянках Нагибино участие в посадках сосны. Наверно, за минувшие пятьдесят лет мои сосенки стали вполне взрослыми. Помню, как лесничий инструктировал, чтобы мы саженцы садили в мягкий подкоп, чтобы вокруг саженцев не было ни сучков, ни пней и так далее. Так что я пришел в Черемушское лесничество вполне подготовленным специалистом.

Станция Черемуха

Один из первых домов поселка

Лесник И.Ожегов решил сначала познакомить меня с бригадой, которая занималась посадками на окраине поселках. Точнее, примерно в трех километрах от Черемушского. Я смотрел на этих умудренных жизнью мужиков и сердцем сознавал, что они порученное им дело делали с любовью. Они даже землю рыхлили специально устроенными граблями и только после этого делали лунки. Одни садили, другие подносили ведра с водой и поливали саженцы, третьи там, где на голой поляне хозяйничал солнцепек, прикрывали саженцы лапником, как мы делаем это при посадке капусты.

Вернулись в поселок, прошли его с юга на север. На этот раз я не спешил расставаться с лесом. Он был у меня под ногами на ровных грядках и старательно тянулся к солнцу. Вы уже догадались, что я находился в лесопитомнике. Лесопитомнике Черемушского лесничества. А гидом моим и полным хозяином положения здесь была лесничий Зинаида Васильевна Кузнецова. Она приехала на работу в Черемуху шестнадцать лет назад. Позади первые неудачи, первые просчеты, за ними пришла первая радость. За лесопунктом Третьячиха появилась благоустроенная делянка, потом прижился вот этот самый питомник, в котором я беседую с Кузнецовой.

Станция Черемуха

Позарастали стежки-дорожки: и дорога, и поселок стоят в тупике

В предыдущем (1968) году в Черемушском лесничестве широким фронтом велись сев и посадка саженцев сосны. 265 тысяч саженцев высажено из питомника на площади 56 га. Засеяно 80 га. Ей есть чем гордиться, есть что показать. Вот почему Кузнецова то и дело напоминает мне о том, что неплохо бы посмотреть также питомник на станции Низовка. Благодаря таким энтузиастам, как Зинаида Васильевна, Черемушское лесничество было ведущим в Котласском лесхозе. В небольшом домике в центре поселка, конторе лесничества, уже три года подряд стоит Красное знамя победителя. Вот так бы заботились о восстановлении лесов сейчас.

В те годы я часто бывал в Черемушском (напоминаю, станция Черемуха, а сам поселок называется именно так). Казалось бы, все видел, все знал, все, как говорят, прощупал своими руками. Сколько моих статей, очерков, зарисовок, репортажей и даже именных стихов о людях Лимендского леспромхоза в те годы было опубликовано на страницах Котласской объединенной газеты «Двинская правда»?! И все-таки живущие в Черемушском были и остались ближе и к тем людям, о которых я уже рассказал, и к тем, событиям, которые уже представлены на страницах «Опаринской сороки» и которые будет представлены сегодня.

Станция Черемуха

Здание новой школы

К сожалению, на этот раз мне не удалось встретиться с таксаторами, людьми необычной и малоизвестной профессии. Впервые судьба свела меня с этими учетчиками леса на лесопункте Мотьма Нюбского леспромхоза в промороженной насквозь комнате отдыха, в которой нас, командировочных, двух девчушек и меня, поселил на два дня начальник лесопункта. Мы грелись у раскаленной до предела плиты, пили чай, чтобы хоть как-то согреться, и знакомились друг с другом и с той профессией, которую эти девчушки выбрали себе на дороге жизни. Они не без гордости говорили:

«В таксации, выявлении оценки и учете лесов русское государство нуждалось всегда. Из дерева строили избы, деревни, села, города, им мостили дороги, топили дома и терема. На Руси лесознатцы всегда ценились. При Петре I профессия таксатора стала особенно уважаемой, так как царь создавал русский флот. Разведчики леса имели фирменное обмундирование, носили кортики, являясь частью петровской аристократии, и подчинялись Адмиралтейству. Павел I перевел лесоустроителей с военной стези на гражданскую службу, создав соответствующий департамент. За два века промышленных разработок корабельный лес на севере Европы извели. Тогда лесопромышленники обратили взоры на Зауральскую тайгу, которую еще только предстояло «привести в известность» — подвергнуть таксации Остро встал вопрос лесоразведки в годы Великой Отечественной войны, так что таксаторы имели «бронь», на фронт их не посылали, чтобы было, кому обеспечивать оборонку древесиной ценных пород.

Станция Черемуха

Бывший книжный магазин

Лес всегда считался стратегическим запасом страны. Время полевых таксаторов постепенно ушло в историю. В настоящее время аэросъемку и «картинки» из космоса рассматривают на своих компьютерах специалисты. Казалось бы, Опаринский район, владеющий огромным лесофондом, должен купаться в деньгах. Увы, многочисленные перестройки сделали богача бедняком. В связи с этим полезно напомнить, что в дореволюционной России для попенной оплаты (корневая цена) в цене круглого леса и пиломатериалов составляла от 21 до 57 процентов. Сейчас в нашей стране, по данным федеральной лесной службы, средняя цена 1 кубометра растущего леса составляет всего лишь около 15 центов, примерно в сто раз меньше, чем на Западе. Чтобы узнать, сколько стоит один американский цент, надо соотношение рубля к курсу доллара разделить на сто. Примерно, 32.5669 = цент — 0,325669. В Канаде, где доминирует общественная форма собственности лесами (94%), сдаваемыми в аренду лесопромышленным компаниям, уровень попенной платы невелик. Он устанавливается правительствами провинций и пересматривается каждые три месяца, что позволяет не только учитывать цены на конечную продукцию, но и избежать резких колебаний этой платы. Как и что делается в этом плане у нас сегодня – тайна за семью печатями!

Станция Черемуха

Станция Черемуха. Вокзал закрыт, а работы на путях продолжаются

Конечно, в далеком 1953 году, когда мы с мамой впервые ехали на поезде на ее родину в Кировскую область, мне, малышу, не было никакого дела до этих тонкостей. Было желание побольше увидеть, ведь я тогда впервые осознал, что есть такое город, железная дорога, его величество паровоз. Кстати, 2 августа 1953 года открылась Киевская детская железная дорога. А мы ехали по настоящей взрослой железной дороге. Ехали от станции к станции. Через двадцать лет, в 1973 году, на станцию Черемуха приехала семья педагогов Бобылевых – Борис Николаевич и Людмила Степановна. До этого они учительствовали в Никольском районе Вологодской области. Бориса Николаевича назначили директором Черемушской средней школы. И вот уже сорок три года Бобылевы живут в Черемушском. Борис Николаевич окончил Вологодский педагогический институт по двум специальностям: учитель русского языка и литературы и учитель истории, Людмила Степановна — учитель русского языка и литературы. На этом можно было бы закончить знакомство с супругами Бобылевыми, которые два года назад отпраздновали золотую свадьбу. Но…

Можно много рассказывать о Бобылеве, как талантливом и инициативном педагоге и руководителе. Ограничусь одной ссылкой: в 1975 году он был награжден нагрудным знаком «За творческий педагогический труд» и Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. Так случилось, что в марте 1990 года меня и Бориса Николаевича избрали депутатами Архангельского областного Совета, а в мае 1990 года Бобылева жители поселка избрали председателем исполкома Черемушского поселкового Совета народных депутатов. В декабре 1991 года в связи с изменением структуры исполнительных органов Бобылев был назначен главой администрации поселка Черемушский и проработал на этом посту более одиннадцати лет. В 2014 году за добросовестный труд и большую общественную работу Борису Николаевичу Бобылеву присвоено звание Почетный гражданин Котласского района Архангельской области.

Борис Николаевич Бобылев

Борис Николаевич Бобылев

Бобылев, как депутат, работал в моей региональной депутатской группе «Южная» Архангельского областного Совета, поэтому с чистым сердцем могу говорить и писать о нем, как о человеке инициативном и неравнодушном. Борис Николаевич интересный собеседник. В 2014 годы вышла из печати книга по истории поселка Черемушский «О Черемухе вспомнили», одним из авторов которой является Бобылев. В семье Бориса Николаевича и Людмилы Степановны двое сыновей и четыре внука. Старший окончил Ленинградскую академию гражданской авиации, младший – Поморский университет и преподает географию. Сейчас в семье сразу три внука студента и один инженер по электронике. Но мы на этот раз вели речь не о семье и детях, не о педагогике, не об истории Лимендского леспромхоза, мы вспоминали живших в поселке людей. Много изменилось: ветераны ушли в мир иной, молодежь подалась в Коряжму и другие веси. Так что ушли из памяти и истории не только люди, но даже фамилии. Теперь их можно восстановить только по материалам архивов. Наконец, подхожу к цели нашего разговора:

«Борис Николаевич, Вам ни о чем не говорит фамилия Балыбердин?»
«»Что-то не припомню, — Бобылев задумался и продолжал, — когда мы в 1973 году приехали сюда, в поселке уже не было жителей с такой фамилией. А Вас почему это интересует?

Пришлось раскрыть карты. И я снова окунулся в прошлое. На участке Котлас – Ухта рабочее движение по железнодорожной магистрали было открыто 6 ноября 1939 года. Это был трудовой подарок строителей дороги очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 25 декабря 1940 года первый рабочий поезд проследовал от Котласа до Кожвы. В ознаменование сквозного движения на этом участке, как пишет котласский краевед Н.В.Шептяков, была выпущена даже открытка! Паровоз под парами и надписью на фоне знамен: «Ко дню открытия сквозного движения железнодорожного сообщения на линии Кожва – Котлас». Позднее, как я уже писал, открылось движение до Воркуты.

28 декабря 1941 года из Заполярья в столицу отправлен первый поезд с воркутинским углем. В связи с этим на станции Черемуха было оборудовано временное, первое на котласском направлении, паровозное депо, в котором машинстом паровоза работал Александр Александрович Балыбердин – отец Василия Александрович Балыбердина, с которым мы встретимся в следующей зарисовке и раскроем тайну Опаринской вышки, о которой размышлял в своем письме Василий Александрович Дударев «Памятник прошлого века», опубликованном в «Опаринской сороке» 29 марта 2013 года: «Неужели, в самом деле, в Опаринском районе после войны нашли нефть, и вышка предназначалась для ее добычи? Для речки Осиновки это могло стать настоящей катастрофой. Снимок датирован 1953 годом». Мы близки к ответу на этот вопрос.

Николай Шкаредный.