Откуда ты, Кустовка? Часть 9

С годами Кустовка (но Кустовка ли?) расселилась, разъехалась по соседним поселениям, потому как началась централизация колхозов. Кто-то вверху признал это благом для развития сельскохозяйственного производства.  Об этом говорилось в Постановлении «О мерах по охране общественных земель колхозов от разбазаривания», принятом ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР 27 мая 1939  года. В соответствии с этим документом Опаринским районным комитетом партии были разработаны меры по его выполнению.

Таким образом, сселение их личного дела перешло в ранг государственного, из желаемого — в принудительное. В соответствии с этими указаниями на новые места предстояло перенести не один-два, а сотни домов и надворных построек. Один из ускоренных и эффективных способов перевозки домовых хуторских хозяйств, предложенный Михаилом Петровичем Зыковым, был использован при сселении на центральную усадьбу колхоза «Культура». Об этом повествует хранящийся в Опаринском архиве акт от 3 сентября 1939 года. Кстати, должен отметить, что этот опыт получил широкое распространение и долгую практическую жизнь, так как я видел его и на снимках вятского фотомастера Николая Александровича Шилова, и в действии — в Санчурском районе в 1979 году. Но об этом чуть позже, а пока о том, как все это происходило на опаринской земле в далеком 1939-м.

Трактор «Сталинец» С-60

Трактор «Сталинец» С-60

Первым отправилось в «путь» с хутора Богана зернохранилище, которое предстояло переместить на 2,5 километра. Здание деревянное, рубленое, крыша драночная, общий объем 82 кубометра. Операция прошла успешно: при перевозке задание сохранено, крыша в отличном состоянии. Никакой разборки не производилось, здание крепилось с двух сторон, стена двумя парами деревянных зажимов и болтов. На городки здание поднималось простыми деревянными приспособлениями – бревнами. Сани-волокуша подведены под приподнятое здание трактором «Сталинец».

Эту работу, как и перевозку строения, выполнял тракторист Опаринского лестранхоза А.Ф.Татаринов. На перевозку зернохранилища на расстояние 2,5 километра по пересеченной местности ушло 70 минут. Насколько это  было  экономически целесообразно, подтверждают цифры. Стоимость по смете перевозки с разборкой здания 445 руб. 60 коп., затраты 27,2 человеко-дня и 9 конедней. Механизированная перевозка здания целиком – 158 руб. 60 коп., затрачено 7,6 человеко-дня и 0,6 конедня.    Вторым таким способом перемещали дом хозяина хутора Богана. Дом везли уже два трактора, так как предстояло преодолеть низины и крутые подъемы. Здание было сохранено в отличном состоянии. Заговорил о доме, и вспомнилось стихотворение Анатолия Быстрова «Пятистенок». Всплыли в памяти, наверное, потому, что оно как бы и из моего детства, потому что мое детство тоже начиналось в деревенской избе дяди на полу.

Дядя Вася, спасибо тебе
За ночлег в пятистенной избе.
За матрас из соломы ржаной,
За возню ребятни за стеной.
Подхожу к родовому селу.
Хорошо бы поспать на полу,
Чтобы дядя, уздечкой звеня,
Перешагивал через меня.

Комиссия из девяти человек, проводившая испытания по перевозке зданий в колхозе «Культура», отметила исключительную политическую и хозяйственную ценность предложения М.П.Зыкова. В подтверждение данного вывода приложила расчет. Способ М.П.Зыкова по перевозке построек дает экономию рабочей силы – 70 процентов, лошадей – 95 процентов, деньгами – не менее 60 процентов. Данную технологию было рекомендовано применять в массовом порядке. Его стали использовать и в других колхозах Опаринского района. И не только.

Этот опыт, как я убедился позже, пошел «гулять» по вятской земле. Правда, дома и здания уже поднимали не бревнами, а домкратами, изменилась форма и конструкция саней-волокуш, чаще стали использовать многоосевые автоприцепы по типу трейлеров и эвакуаторов, пришла более мощная современная техника, сменившая 60 и 65-сильные трактора «Сталинец», вышедшие в тридцатые годы прошлого столетия из цехов Челябинского тракторного завода.

Варианты транспортировки-перевозки жилых домов

Варианты транспортировки-перевозки жилых домов

Несколько лет я проводил свой отпуск у родственников в Санчурском районе. Там познакомился с молодым, но энергичным председателем колхоза «Дружба» Станиславом Ивановичем Пахмутовым. Принял он это хозяйство в плачевном состоянии. Доходило до того, что начинающий председатель и его жена ходили на утреннюю дойку, доярки после получки забывали о животных. Не одним годом, не сразу, но своим примером, настойчивостью и верой Пахмутов сумел переломить ситуацию. А начал с укрепления кадров. Сначала затеял строительство Дома культуры, потом  медпункта. Благо свой специалист был рядом – его жена – фельдшер. Начал направлять ребят на учебу за счет колхоза. Поставил несколько новых домов для молодоженов с обустройством колодцев, баней и хозпостройками. Получилось дороговато. Тогда и вспомнили об опыте по перевозке зданий, благо их, вполне добротных домов, в заброшенных деревнях нашлось немало. И пошло-поехало. И выросла в Кричее улица Молодоженов. Появились кадры, появился у людей интерес к работе. Колхоз встал на ноги. Только начали набирать обороты, а тут  …перестройка. Но Пахмутов из села не сбежал, он остался рядом с теми, кто поверил ему, чтобы идти до конца.

Может быть, эта история на Моломе начиналась так

Может быть, эта история на Моломе начиналась так

Вот таким окольным путем мы продолжаем пробираться через дебри времени к нашей пока что недоступной деревне Кустовка.  Каким путем пришел Экзакустодьян Тарасович Русанов на Молому, то нам неведомо. Молома еще столетие назад в половодье смыла его следы. Но его отчество — Тарасович – еще одно свидетельство, что моломский Русанов родовыми корнями был связан с Украиной. На Украине и сегодня в каждой области не одна Тарасовка. А Тарасы уверенным шагом разошлись по всему земному шару. Тарас (Тарасий) в переводе с древнегреческого означает – бунтарь, мятежник.  Произошло оно от названия города Тарас в Великой Греции (сейчас важный торговый порт Италии, административный центр одноименной провинции — город Таранто, -  Н.Ш.). Город же получил свое имя в честь Тараса, сына бога Посейдона и нимфы Сатирион. И пришли к нам святые: патриарх Константинопольский Тарасий (730-896), Тарасий Мученик – день памяти 20 июня, в XV веке явился на вологодской земле преподобный Тарасий Глушицкий (дни памяти: 13 мая, 12 октября).

Дионисиевский Глушицкий Покровский мужской монастырь, Сокольский район Вологодской области

Дионисиевский Глушицкий Покровский мужской монастырь, Сокольский район Вологодской области

Так уж устроена русская история, что во многом опирается на жития и сказания святых, в этом ряду и легенда преподобного Тарасия Глушицкого. Праведник был сподвижником святителя Стефана, епископа Пермского, игуменом одного из монастырей на зырянской земле. В 1427 году преподобный Тарасий сложил с себя игуменские обязанности, не желая, по великому своему смирению, начальствовать, предпочитая самому быть на послушании у другого. Зная о подвигах основателя Глушицкой обители преподобного Дионисия, он пришел к нему на Вологодчину со смиренной просьбой о принятии его в послушники монастыря. Со словами «Благословен Бог, пославший к нам, недостойным, мужа опытного и благоговейного», преподобный Дионисий с большой радостью принял бывшего игумена в свою обитель. Преподобный Тарасий трудился в монастыре наравне с остальными иноками, проводил самую суровую и строгую жизнь, умерщвляя тело постом и молитвой. Постоянные слезы умиления, глубокое смирение, сердечное сокрушение и необыкновенное терпение — эти качества роднили преподобного Тарасия с древними подвижниками. Преставился преподобный Тарасий в преклонном возрасте в 1440 году. Святые мощи преподобного Тарасия почивали под спудом в храме в честь Рождества Христова в Покровском Дионисиевом монастыре.

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» - Тарас Бульба и сыновья

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» — Тарас Бульба и сыновья

В 1842 году опубликована родительская и одновременно героическая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Мы знаем, что Гоголь собирался написать даже историю Малороссии. И в повести «Тарас Бульба» Николай Васильевич не раз отклоняется в сторону истории. Этим он нам и интересен. Мне удалось в Пушкинском Доме держать в руках старинную книжку «Тарас Бульба» 1897 года. В ней 170 страниц. Издана эта книга в типографии А.Ф.Маркса в Санкт-Петербурге с разрешения цензуры от 5.09.1897 года. И еще эта книга интересна мне тем, что многие факты из жизни своих героев Гоголь объясняет условиями тогдашней жизни. Поэтому мы просто не имеем права не открыть эту книгу.   Николай Васильевич начинает ее с такой картинки: «А, сын! Экой, ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?»

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в Киевской бурсе и приехавших домой к отцу. Сыновья его только что слезли с коней. «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю… Бульба повел сыновей своих в светлицу… Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украйне…» Кажется, что эти строки взяты из стихотворения Тараса Шевченко «Украйна»

Было время, на Украйне пушки грохотали,
Было время, запорожцы жили-пировали.
Пировали, добывали славы, вольной воли,
Все-то минуло, остались лишь курганы в поле.
Те высокие курганы, где лежит, зарыто,
Тело белое казачье с головой пробитой.
И темнеют те курганы, словно скирды в поле,
И лишь с ветром перелетным шепчутся про волю.
Славу дедовскую ветер по полю разносит.
Внук услышит, песню сложит и поет, и косит.

Вдумайтесь, насколько современно звучат сегодня эти шевченковские строки: «пушки грохотали», «шепчутся про волю», «внук услышит». Но это уже совсем другая история.

Николай  Шкаредный, продолжение следует...

Начало:
6 апреля;
13 апреля;
22 апреля;
29 апреля;
6 мая;
10 мая;
17 июня;
28 июня