Очень грустная история

29 февраля в одной из школ нашего района произошло событие, в водоворот которого, помимо администрации учебного заведения, были втянуты коллектив педагогов, родители учеников да и сами учащиеся.

В тот день в актовом зале школы проводилось занятие танцевального кружка. Вела его одна из учительниц. Она то с одним, то с другим учеником под музыку демонстрировала движения вальса. Но мероприятие сразу пошло как-то нехорошо: поведение некоторых ребят было неподобающим. На занятие кружка даже вызвали представителя руководства школы.

А в один из моментов, когда один из занимающихся попытался пнуть танцевавшего товарища, он промахнулся и попал по учительнице. Тот, кому предназначался удар, бросился за обидчиком. Учительница схватила разошедшегося ученика за ухо. На этом, собственно говоря, все и закончилось.

Школьник домой пришел с покрасневшим ухом и ссадиной на нем. И уже 2 марта в местной прокуратуре появилось заявление его родительницы о необходимости проверки события и принятии мер. После этого аналогичное заявление, уже с требованием привлечь к уголовной ответственности учителя за совершенное преступление, было зарегистрировано у мирового судьи в п. Опарино.

Школяров, в том числе и виновников инцидента, стали вместе с родителями возить в суд и допрашивать. Сама же руководительница кружка случившееся объясняла тем, что в возникшей для нее неожиданной ситуации она для предотвращения дальнейшего развития конфликта только и смогла сделать, что схватить ребенка за ухо. Правда, у суда было несколько иное мнение. В приговоре, в частности, говорится о том, что подсудимая схватила ученика за правое ухо и, удерживая его таким образом, потянула на себя, причинив физическую боль и телесные повреждения в виде ссадины.

Как видите, трактовка происшедшего совершенно разная. На языке уголовного закона на момент вынесения приговора, а это было уже в мае, содеянное педагогом называлось действиями, причинившими физическую боль, ответственность за которые установлена Уголовным кодексом РФ (побои0. По содеянному и наступившим последствиям это преступление небольшой тяжести, и это видно даже по наказанию, определенному приговором. Штраф 5000 рублей, от которого суд этим же приговором педагога и освободил: характеристики, наличие детей, а их трое, и так далее.

Но дело не в этом. Каким бы прекрасным педагогом ни был человек и каковы бы ни были его заслуги перед обществом, работать он в школе, будучи осужденным, уже не может ни при каких обстоятельствах. Таков закон. А потому школу пришлось оставить и вообще вместе с детьми выехать за пределы области.

Между тем дело вскоре перекочевало по жалобе в апелляционную инстанцию, а это уже районный суд. И было рассмотрено в августе. К этому времени были внесены изменения в законодательство, и содеянное учителем преступлением уже не считалось. Ответственность, правда, сохранена, но уже в административном порядке. А поскольку закон, устраняющий ответственность либо смягчающий ее, имеет обратную силу, то обвинительный приговор мирового судьи районный суд отменил и дело прекратил.

Вот вроде бы и конец этой истории. Но в ноябре последовало ее продолжение. Суд рассматривал исковое заявление мамы пострадавшего от рук педагога ученика о возмещении морального вреда, причиненного страданиями и переживаниями в результате нанесения побоев. Ответчиком на сей раз была определена школа. Суд заявление рассмотрел и признал его обоснованным, взыскав небольшую денежную компенсацию.

Очень жать, что такое событие имело место.

Конечно, можно по-разному относиться к заявлению матери пострадавшего ученика. Предвижу, что кто-то действия ее назовет чрезмерно жесткими. Но нельзя не учитывать и то, что для любой матери чадо ее самое лучшее и любимое на свете. И надеяться на то, что на поступок учителя она не отреагирует и не будет защищать ребенка, было бы наивно. А вот как реагировать?

Мы живем в человеческом обществе, где нормы поведения регулируются законом, дающим право на судебную защиту в том числе. Такой путь женщина и выбрала.

Саму прошедшую через суд учительницу по-человечески жаль. Уверен, что она стала заложником внезапно возникшей ситуации и не смогла найти какой-то другой выход. Да, скорее всего, и времени на раздумья у нее не было. И еще неизвестно, что бы сделал, окажись на ее месте, другой, более опытный педагог. Жаль и учеников. Все-таки суд – это атрибут взрослой жизни, и уверен: рановато еще в двенадцать лет переступать через его порог. И как на формирование мировоззрения скажется впоследствии поход в суд, где ребенку фактически предлагается делать оценку действий взрослых людей, еще неизвестно.

Пострадала в какой-то мере и школа. Это сельская школа, для которой главное в наше время – контингент учащихся, где каждый ученик на счету. Уехал учитель и увез троих детей. Сама заявительница и законная представительница своего сына тоже сменила место жительства и увезла двоих школьников. Это большая потеря. И в целом очень грустная история.

Иван Яскевич.