Обжалованный платеж

Это история о том, как банк проиграл судебный процесс своему клиенту.

Если вдруг ваш кошелек «похудел» и вы бросились в банк за вспомоществованием, то там вам в первую очередь сообщат, сколько это мероприятие будет стоить. Речь идет о процентной ставке при оформлении кредита.

Клиент банка, как правило, при решении вопроса – брать кредит или не брать, – из этого и исходит: потянет он процентную ставку или нет.

Но на поверку все обстоит далеко не так. Заключив договор, получив деньги и начав обслуживать в банке свой долг, заемщик обнаруживает, что стоимость кредита куда больше, нежели процентная ставка. И дополнительно к ней надо платить за одно, другое, третье… В каждом банке это могут быть самые разные платежи. И за открытие счета, и за заключение договора, и за то, и за другое. Иногда это двойная процентная ставка, а бывает, что и больше.

И вроде бы все правильно и по закону. Ведь комиссии зафиксированы в договоре. Правда, мелким шрифтом и где-то в его конце, куда глаз заемщика «не добирается».

На страницах прессы лет пять идет дискуссия: а не пора ли умерить аппетиты банкиров? Вроде бы дело сдвинулось с места. Внесены проекты изменений в несколько законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Предполагается, что банки будут обязаны информировать своих клиентов о полной стоимости кредита с учетом всех дополнительных выплат. При этом на первой странице договора они единым шрифтом обязаны будут обозначать не только процентную ставку, но и всевозможные комиссии. В конечном итоге заемщик будет знать, во что ему обойдется кредит.

А что же клиенты банков в нынешней непростой для них ситуации? Надо сказать, они не ждут милости от государства в форме каких-то новых законов и активно защищают свои права. И даже подвергают сомнению законность всех этих комиссий, устанавливаемых помимо процентной ставки. Вот один лишь пример.

Житель поселка Опарино Д. С. Васильков в 2009 году обратился в банк с заявлением о предоставлении ему кредита на неотложные нужды. После ознакомления с условиями займа между сторонами был заключен договор. По кредитному договору среди прочих условий была установлена и форма реализации предоставления кредита посредством открытия на имя заемщика ссудного счета. При этом за открытие счета и его ведение (обслуживание) он должен выплатить банку единовременный тариф не позднее даты выдачи кредита. В переводе на общепонятный язык это означает, что тариф просто вычитается из суммы кредита и человек получает уже меньшую сумму.

Так и вышло. Из предусмотренной договором суммы кредита в 500 тысяч была удержана 21 тысяча рублей, реально ссудополучатель получил только 479 тысяч.

Заемщик быстро разобрался в ситуации и заявил требование о возврате этих денег как необоснованно установленных банком поборов. Заявитель ссылался на природу данной комиссии как на необоснованное обогащение и утверждал, что данный платеж не предусмотрен ни законодательством о защите прав потребителей, ни нормами гражданского права. Упоминалось также и о том, что проценты по кредиту были взысканы даже с этой удержанной суммы, что, разумеется, «не лезло ни в какие ворота».

Подписание кредитного договора на заведомо неприемлемых для него условиях заявитель объяснял тем, что вынужден был это сделать, в противном случае ему просто отказали бы в предоставлении кредита.

Надо сказать, что все эти доводы банком были отметены и спор после этого рассматривался мировым судьей в п. Опарино, а затем в стенах Опаринского районного суда. Решение того и другого суда таково: комиссия установлена и взыскана банком незаконно, а сумма в 21 тысячу рублей должна быть возвращена клиенту банка. По закону банк не вправе дополнительно взимать комиссию за обслуживание счета.

Это судебное решение наводит на мысль, что нарастающая активность граждан в деле защиты своих прав вкупе с решением власти все-таки навести порядок в этом вопросе приведет к ликвидации всевозможных банковских уловок и скрытых комиссий при выдаче кредитов.

Иван Яскевич.