О чем заринцы пишут Президенту

Платить или не платить за капитальный ремонт многоквартирных жилых домов? Страсти и споры по этому поводу разрастаются все сильнее, охватывая новые и новые регионы страны.

Дошло и до Кировской области. В Омутнинском районе население собирает подписи против Закона о капремонте, собираясь направить заявление Президенту России. В Кирово-Чепецке жители также выступают против этого коммунального сбора.

В социальных сетях размещено Открытое письмо жителей поселка Заря Владимиру Владимировичу Путину, в котором они просят помощи в сложившейся в этом населенном пункте ситуации. Вот что пишут люди.

«26 июня 2013 года принят Закон Кировской области № 298-30 «О реализации отдельных положений Жилищного Кодекса РФ в сфере организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области». Сделано это с целью реализации Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации…».

В феврале 2015 жители нашего поселка, в том числе и те, кто не является собственниками жилья, обнаружили в своих почтовых ящиках квитанции по уплате взносов за капитальный ремонт МКД за декабрь 2014 г. и январь 2015 г., а также договоры, по которым мы обязаны дать согласие на уплату взносов региональному оператору НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области».

Собрание собственников жилья, запланированное на 28 августа 2014 г. по решению данного вопроса в п. Заря, не состоялось, так как на нем присутствовало всего 10 человек, которые высказались против введения данного закона. Остальные собственники на собрание не явились, выражая тем самым протест против введения дополнительных грабительских поборов с населения.

Но, как нам потом объяснили в администрации сельского поселения, нашего согласия и не требовалось, собрание проводилось с целью выбора способа накопления средств на капремонт, а уплата взносов обязательна согласно Федеральному закону на территории всей Российской Федерации.

Минимальная плата за капремонт, установленная в Кировской области, является слишком высокой и имеет тенденцию к ежегодному росту. Так на 2015 год она составляет 7,1 рубля за один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц; на 2016 год – 7,5 рубля, на 2017 год – 7,9 рубля. То есть, если учесть, что реализация программы капитального ремонта рассчитана на 30 лет, невозможно предположить, до каких пределов она может вырасти за такое длительное время. Деньги не защищены при долгосрочном хранении (инфляция, коррупция, дефолт, воровство и т.д.).

В Кировской области уровень средней заработной платы один из самых низких в стране (размер средней заработной платы по области по данным Росстата на 01.10.2014 – 20 447,0 рублей). Но реальное положение дел расходится с официальной статистикой. Так что плата за капремонт и для многих работающих, а для пенсионеров тем более, является неподъемной. Не является она приемлемой и для жителей нашего поселка, где большинство населения — пенсионеры, бюджетники, а заработная плата рабочих предприятий ниже средней по области.

Когда, согласно Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в действующей редакции, жилой фонд в нашем поселке передавался в частные руки, капитальный ремонт жилых помещений не был проведен. Хотя на основании статьи 16 данного Закона государство обязано было, как наймодатель, провести капремонт в тех домах, в которых до приватизации таковой не проводился.

Таким образом, не были выполнены обязательства по проведению капремонта перед будущими собственниками в нашем поселке. Эти обязательства не выполнены и по сей день. Мы считаем, что это является прямым нарушением статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой прописано, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Плата на капремонт не является налогом, это – накопления граждан, их собственные деньги. Однако закон указывает, сколько нам платить, где хранить деньги и как их расходовать, при этом не получая никакой услуги в течение длительного срока. Это противоречит праву граждан распоряжаться своими деньгами, нарушается принцип добровольности.

Фонд капитального ремонта в Кировской области не является государственной специализированной строительной организацией, которая самостоятельно может проводить ремонтные и строительные работы. Фонд — некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно полезных целей. Поэтому мы считаем, что взносы в данную организацию должны производиться лишь на добровольной основе.

Помимо общеобластных проблем, у собственников жилья нашего поселка есть и свои особые обстоятельства, которые не позволяют считать данные платежи обоснованными. Поселок Заря был основан в 1959 году как рабочий поселок в связи со строительством Моломского лесохимзавода. В советское время поселок находился на балансе завода, единственного градообразующего предприятия. Жилищное строительство велось по проектным заданиям и при финансировании завода.

В результате в поселке было построено десять 12-ти квартирных, два 8-квартирных кирпичных домов с частичным благоустройством и пять пятиэтажных панельных домов с полным благоустройством. Была построена школа на 1176 учащихся, детский сад на 320 мест, планировалось строительство поликлиники и т. д. По проекту предусматривалось даже перенесение районного центра в наш поселок.

Но с начала 90-х годов, после акционирования завода, который перешел в частные руки предпринимателей из г. Перми, начался спад производства. Хозяева завода сняли с финансирования поселок, и жизнь в нем начала стремительно поворачивать вспять.

До 2005 года поселок, носивший статус пгт, получил статус сельского поселения ввиду недостаточной численности населения и невысокого уровня жизни. Такое решение было поддержано на собрании всеми жителями.

Характерной чертой нынешнего состояния поселка является большой процент миграции (вынужденного оттока) населения, особенно молодежи и семей с детьми из-за низкой (минимальной) заработной платы на Моломском ЛХЗ, которая не повышается на протяжении последних 10 — 15 лет, а за последние два года еще и была значительно урезана; неудовлетворенности социально — бытовыми условиями, высокой платой за коммунальные услуги, высоких цен на продукты питания и предметы первой необходимости в сравнении с ценами г. Кирова.

Рабочие завода вынуждены работать по 2-3 смены подряд, чтобы свести концы с концами. Моломский лесохимический завод в последнее время практически прекратил свое существование как единое централизованное предприятие ОАО, многие цеха сегодня – это отдельные малые предприятия со статусом ООО и минимальным числом работающих. Хозяева завода, вывезя потихоньку весь цветной металл от разобранных заводских конструкций, не хотят вкладывать деньги в реконструкцию производства и, тем более, платить достойную заработную плату рабочим.

Из-за оттока семей с детьми происходит сокращение работников и заработных плат педагогических работников. С сентября 2014 года заработная плата учителей МКОУ СОШ п. Заря была оптимизирована и сокращена в среднем на 20%. Таким образом, на фоне стремительно растущего экономического кризиса в нашей стране, многие жители поселка находятся за чертой бедности.

Сегодня большая часть работающих в поселке – пенсионеры, которых устраивает хоть какая-то прибавка к пенсии и у которых нет возможности поменять место жительства. В центре поселка много пустующих заколоченных двухэтажных кирпичных домов с частичным благоустройством, на проживание в которых уже никто не претендует. Из всех построенных двухэтажных кирпичных многоквартирных домов полностью заселены только два. Много пустующих квартир и в пятиэтажных домах. Трехкомнатную квартиру в нашем поселке не продашь, а двух- и однокомнатные ничего не стоят, средняя цена купли — продажи 100 тысяч.

Некоторые собственники начали реприватизацию своего жилья, а те, кто приобрел жилье на правах купли-продажи и наследования, оказались заложниками своих собственных квадратных метров.

Поэтому, мы считаем, что плата за капремонт для жителей нашего поселка является неприемлемой. За 30 лет уплаты взносов на капремонт мы перекроем реальную стоимость нашей собственности. Подобные взносы оправданы лишь для жителей городов и поселков городского типа, где жилье стоит миллионы и есть смысл его приобретать и содержать, а также существует большая выгода для собственников, сдающих квартиры в аренду нашим детям и внукам, выезжающим на учебу и работу в областной центр и города области (цены за съем жилья в г. Кирове от 10 тыс. и выше).

Мы не видим перспектив дальнейшего развития нашего поселка даже на ближайшие 10 лет, несмотря на имеющуюся в поселке неплохую инфраструктуру, еще и по причине того, что ни районным, ни региональным властям нет дела до проблем Зари и ее жителей.

Два наших дома впервые поставлены на ремонт по региональной программе в 2020—2022 годах, в одном доме планируется отремонтировать фасад, в другом электросети. В программу включены лишь пятиэтажные дома поселка, а заканчивается ремонт наших домов по программе только в 2043 году. Только вот непонятно, для кого эти дома должны будут ремонтироваться, если поселок вымирает уже сегодня и число жителей с каждым годом сокращается.

Таким образом, мы не хотим, чтобы за наш счет решалась программа переселения городских жителей из аварийного и ветхого жилья в г. Кирове. Плата за коммунальные услуги в поселке сегодня достаточно высокая, около 4 тысяч за двухкомнатную квартиру и около 5 тысяч за трехкомнатную.

Каждый месяц мы вносим плату по квитанциям на «содержание и ремонт общего имущества дома», причем выкладываем немалые суммы. Неужели этих денег не хватит, чтобы создать фонд капремонта жилья? А если нет, то на что они уходят? Ведь за вывоз ТБО и на так называемые «общедомовые нужды» по электричеству и отоплению мы платим отдельно, а уборку лестничных клеток и придомовых территорий уже давно производим сами.

Таким образом, в связи со сложившейся в п. Заря Опаринского района Кировской области ситуацией и низким уровнем жизни в наших жителей мы считаем введение платы за капремонт многоквартирных жилых необоснованной и неприемлемой и отказываемся ее вносить».