О церкви в селе Шадрино. Часть 5

В настоящее время приход Моломской Михайло – Архангельской церкви составляет 26 деревень.

Самая дальняя из этих деревень отстоит на расстоянии 17 верст от приходского храма – это деревня Петуховская, а самая ближняя – на расстоянии одной версты – это деревня Шадринская. По клировой ведомости за 1901 год во всех деревнях прихода имеется до 270 дворов с количеством населения: 951 человек мужеского пола и 970 человек женского пола, а обоего пола вместе 1921 человек. Все население принадлежит к русскому племени.

Главным занятием крестьян является земледелие. Земля обрабатывается здесь по трехпольной системе. Орудиями для обработки земли служат соха и борона. Что же касается усовершенствованных земледельческих орудий, то с ними население совершенно незнакомо.

На обрабатываемых полях сеются рожь, ячмень, овес, пшеница и лен. Побочным, случайным занятием крестьян служит собирание в лесах коры и бересты, которые продаются ими на заводы.

Отхожими промыслами крестьяне не занимаются.

Все население Моломскаго прихода православнаго вероисповедания; раскольников и иноверцев здесь нет. Храм Божий в воскресные и праздничные дни посещается крестьянами довольно усердно. Долг Исповеди и св. Причастия выполняется ими весьма исправно. Особенно усердны крестьяне к поминовению усопших и преимущественно в родительския субботы – Троицкую и Дмитриевкую и Радоницу – вторник Фоминой недели. Любят также они служить молебны в дни своих именин, и особенно на домах и полях на Троицкой неделе или в другие нарочные дни.

Приход  Моломской   Михайло – Архангельской  церкви

Так что в течение года редкое селение остается без удовлетворения себя в этой духовной потребности. Посты, установленные св. Церковию, содержатся населением весьма строго, в смысле воздержания себя от скоромной пищи Одни из прихожан, преимущественно женского пола, содержат пост еще и в понедельники, и почти все они постятся в недели Прокопьевскую (перед 8 числом Июля) и Ильинскую (перед 20 Июля). Наиболее почитаются крестьянами следующие праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Пятидесятница, память св. Архистратига Михаила 8 Ноября и память св. Николая Чудотворца 6 Декабря.

Нравственное состояние крестьян Моломского прихода сравнительно высоко: выдающихся пороков между ними не водится. Что касается тех или иных суеверных предрассудков, как-то: вера во встречу, ворожбу и нашептывание знахарей, то они, к сожалению, ещё имеют место среди прихожан.

Грамотность среди населения Моломского прихода, до основания своей школы, была мало развита.

Находясь вдали от погоста Чемельской церкви, где была земская школа, крестьяне неохотно отправляли туда своих детей для обучения. Когда же явилась своя школа, то грамотность с заметным успехом стала прививаться населению.

Моломская Михайло – Архангельская церковь в начале своего существования, согласно указу Духовной Консистории, от 15 Декабря 1883 года, была приписною к Чемельской Иоанно – Богословской церкви. Вполне отделившейся от последней и самостоятельною она стала только в 1891 году, когда после долгих и усиленных хлопот к ней был назначен Епархиальным Начальством свой причт.

Соответственно количеству душ в приходе причта при Моломской церкви полагается двое – священник и псаломщик.

Продолжение следует.