«Но не прервать связующую нить…»

Музею Маромицкой средней школы тесно в нынешнем помещении. Поэтому часть экспонатов накануне его 35-летнего юбилея перебралась на внешние стены здания.

А их, экспонатов, за это время накопилось немало. Еще 72 предмета в преддверии столь важной даты передали в дар жители поселка Маромица, скоро они пополнят экспозицию.

Маромичанам, учащимся местной школы очень повезло в том плане, что благодаря энтузиазму учителя истории, методиста по краеведению Зинаиды Кузьминичны Козловой, педагогического коллектива, ребят, в разное время обучавшихся здесь, есть возможность заглянуть в прошлое. И не просто заглянуть, а связать его с днем сегодняшним. Такой нитью, невидимой, но прочной, и является школьный музей.

Мы недавно рассказывали о нем, поэтому повторяться не будем. Лучше вернемся в декабрьский день, когда музей отмечал свой праздник. Он прошел в виде устного журнала и назывался «35 лет – 35 вех».

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Вели его Каролина Антроповская и Вадим Елькин.

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Гостей собралось множество. Их встречали хлебом-солью.

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Делегации прибыли из Моломской и Верхневолмангской основных школ.

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Делегация из Верхней Волманги

Приехала из Слободского района Антонина Александровна Тюфякова (она вместе с Зинаидой Кузьминичной была организатором музея).

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Пришли жители Маромицы, настоящие и бывшие ученики и учителя.

Из Коряжмы приехал наш земляк, краевед, писатель Николай Николаевич Шкаредный.

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Присутствовали представители районного управления образования, работники районного краеведческого музея, администрации сельского поселения.

Первая страница устного журнала называлась «С чего все начиналось». Слово – бессменному руководителю музея З. К. Козловой.

«Я благодарна тому времени, которое подтолкнуло нас к каким-то новым делам. – сказала она. – Когда я начала работать в Маромицкой школе, мы с ребятами стали ходить в походы. Они были осенними, зимними, летними. Встречались с разными людьми в разных населенных пунктах – живыми свидетелями истории.

Собранный в ходе поисков материал позволил оформить в школе Зал боевой славы, Ленинский зал, множество стендов по истории пионерской и комсомольской организаций.

Наш музей – дело всей школы, — продолжила Зинаида Кузьминична. – Учителя через свои предметы прививают детям любовь к родному краю, не остаются в стороне родители, особенно те, которые сами прошли туристскими тропами».

Жизнь не стоит на месте. И у Зинаиды Кузьминичны множество новых планов и идей. Одна из них – создать музей под открытым небом. Потому что, считает они, музей живет тогда, когда чем-то постоянно удивляет.

А. А. Тюфякова, вспоминая о первых экспонатах, принесенных из тех походов, о тесной музейной комнате в старом деревянном здании, говорит: «За 35 лет все так изменилось, что у меня просто нет слов. Сегодня этот музей достоин большего, чем быть просто школьным. Он заслуживает статуса поселкового».

Она внесла предлодение за поистине титаническую работу по созданию музея присвоить Зинаиде Кузьминичне звание Почетного гражданина Опаринского района. Такого звания у нас нет, Но, наверное, есть люди, достойные его. И с чего-то или с кого-то настало время начинать.

Мысль о том, что музей давно перерос рамки школьного, продолжил Н. Н. Шкаредный. Он также несколько лет назад поднимал вопрос о введении звания «Почетный гражданин Опаринского района», но увы, он остался без ответа.

Вторая страница журнала – «Это было недавно, это было давно». Она еще раз напомнила, что школьный музей в поселке Маромица был открыт 1 декабря 1978 года. Первыми экскурсоводами стали Наталья Щукина, Лариса Демакова, Галина Закирова, Марина Николаева, Ирина Костицына, Елена Бохан.

От их имени выступила Ирина Костицына (Шефер): «Я горжусь тем, что в нашем поселке живут люди, которые по крупицам собирают информацию, воспоминания, экспонаты, одушевляя историю».

Юбилей музея Маромицкой средней школы

«По секрету всему свету» — третья страница журнала. Она поведала о Всероссийских конкурсах и областных конференциях, в которых участвовали учащиеся Маромицкой средней школы, занимая высокие места, о городах, в которых они побывали, о поездках в «Артек» и «Орленок». Только за последние годы было подготовлено и защищено 23 проекта: «Репрессии в Опаринском районе», «Афганистан – незаживающая рана», «Эвакогоспиталь поселка Опарино», «Солдаты войны не умирают», «Маромица – моя малая родина», «Столыпинская аграрная реформа в судьбе моей семьи» и ряд других.

Страница «Ходили мы походами» рассказывает не только о маршрутах по району. Маромицкие школьники побывали в музеях Подосиновского района, Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ульяновска, посетили Кунгурские пещеры, ходили на плотах по реке Моломе.

Педагоги А. В. Тагель, Г. В. Шубина, В. В. Канаева, Н. Ю. Алешин, З. К. Козлова, Г. И. Дудина, Н. П. Швецова и другие всегда были вместе с ребятами. В таких походах дети больше узнавали о природе мест, где побывали, о культурных и исторических ценностях, расширяя свой кругозор.

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Педагог А.В. Тагель

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» — последняя страница устного журнала. И действительно, у музея очень много друзей. Они пополняют музейный фонд, делятся воспоминаниями, помогают в оформлении. Вот и к юбилею музея жители Маромицы предоставили свои работы на выставку «Умелые руки не знают скуки».

Звучали теплые слова поздравлений, песни и стихи, вручались подарки. Большая группа добровольных помощников музея награждена Благодарственными письмами. Зинаиде Кузьминичне Козловой вручена Почетная грамота администрации района и Почетная грамота администрации Маромицкого сельского поселения.

Юбилей музея Маромицкой средней школы

Подарок из села Молома

Так уж устроен человек, что он всегда надеется на лучшее. И мы надеемся, что музей Маромицкой средней школы будет жить и развиваться. Потому что нет более действенного средства воспитания патриотизма, чем через любовь к своей малой родине и знание ее истории.