Не ремонт, а содержание

Наших читателей интересует, какие дороги в районе будут ремонтироваться в нынешнем году и сколько средств будет потрачено на данные цели. Об этом – беседа с первым заместителем главы администрации Опаринского района Виктором Ивановичем Сергеевым.

«Давайте для начала разберемся, какие дороги у нас есть?»

«На территории района есть областные и муниципальные дороги. Областных (находящихся в собственности области) 140 километров: Опарино – 20 км – 51 км – граница Даровского района, дорога Опарино – Латышский – Альмеж грунтовая (вдоль железной дороги) — в связи с тем, что планируется ее строительство, также передана в областную собственность. Третий участок областной дороги протяженностью 26 км — от Вазюка до Опарино.

На эти дороги отдельно проводит торги дорожный комитет Кировской области. Подрядчиком по содержанию является ДЭП-14 (Даровской) — дорога Опарино – Даровской – и Мурашинский ДЭП (дорога Опарино – Вазюк).

Остальные дороги – муниципальные.

На 2012 год на содержание областных дорог выделено 15 миллионов рублей. На первый взгляд сумма большая. Сюда входит и зимнее, и летнее содержание. Это оборудование автобусных остановок, установка и замена дорожных знаков, ремонт труб и их очистка после зимнего периода, вырубка кустарников, скашивание травы по обочинам, ремонт откосов, зимняя расчистка – словом, масса работ, которые вроде бы не видны, но необходимы.

Опаринские дороги

Все дороги в районе 4-й категории – грунтовые и с переходным покрытием: в основном это плиты.

На 2012 год запланировано выравнивание отдельных плит на участке в 1 километр, замена изношенных плит на участке в 232 погонных метра. Это из 140 километров. Затраты на выравнивание – 202 тысячи, на замену – 1 миллион 549,8 тысячи, причем даже без замены основания.

Фактически на капитальный ремонт средства из областного бюджета не выделяются ни по муниципальным, ни по областным дорогам. Можно проводить лишь поддерживающий ремонт отдельных участков – не более 10% от всей суммы.

Получается полтора миллиона. Плюс все накрутки – сумма увеличивается, а количество плит – нет. То же самое по муниципальным дорогам. Выделяются средства на содержание, из этой суммы мы сами должны выбирать, что и где делать. В мае было проведено обследование всех дорог, готовятся акты. На основании их будем определяться с планами ремонта.

Дороги переданы нам из областной собственности с 1 января 2010 года, их 278 километров. На муниципальные дороги выделяется почти такая же сумма, как на областные, хотя их протяженность в два раза больше – 17 млн. 407 тысяч. На содержание запланировано 14 млн. 907 тысяч, 1 млн. 400 – оценка уязвимости объектов транспортной структуры (обследование мостов), 2 млн. 500 тысяч пока не распределены, так как конкретно не определились с объектами ремонта.

Первый год после передачи дорог практиковали замену плит в разных местах – но это было незаметно. В 2011 году был взят участок в 336 метров в одном месте – перед поселком Северным, где произведена полная замена плит.

Вопрос по плитам интересует многих – куда они деваются после того, как сняты с основных дорог? Если учесть срок их эксплуатации – 30 и более лет, фактически они утратили запас прочности, и использовать их на дорогах уже нельзя. Они используются для строительства временных дорог (к примеру, на полигон бытовых отходов). Старые плиты поднять достаточно сложно, они рассыпаются.

В 2011 году было снято 224 плиты. 80 пришли в полную негодность, 40 перевезены и уложены на полигоне, 30 отправлены в Маромицу для устройства подъезда к карьеру, 30 перевезены на базу ДУ, 20 направлены на участок дороги перед поселком Северным.

Если менять плиты хотя бы на 3 километрах в год, было бы заметно. А 300 метров из 278 километров – почти что ничего».

Опаринские дороги

Да уж, если ремонтировать такими темпами, на все про все у нас уйдет почти тысяча лет.

«Возвращаются ли нам средства транспортного налога?»

«В области создан дорожный фонд, куда поступают взносы от транспортного налога. Нашему району возвращено 3 миллиона 170 тысяч. Использовать их можно по двум статьям: на ремонт дорог в населенных пунктах (1 млн. 585 тысяч) и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов (тоже 1 млн. 585 тысяч). За счет данных средств будет продолжен ремонт улицы Первомайской от ул. Ленина до Горького и произведен ремонт дворовых территорий двух многоквартирных домов в поселке Заря. Проектно-сметная документация готова. Но эти средства поступят по факту выполнения работ».

«Будет ли создан районный дорожный фонд»?

«Он состоит из областной субсидии в 17 миллионов и 3 миллионов 170 тысяч транспортного налога. В него также могут входить пожертвования от организаций и граждан, но у нас пока таких сумм нет».

Опаринские дороги

«Будет ли производиться ремонт мостов»?

«Что касается мостов, средства также выделяются только на их содержание. Оно предусматривает минимум работ: по замене нескольких досок, частично – колесопроводов, пешеходных тротуаров. Нет ни замены свай, ни покрытия. На ремонт моста через речку Среднюю пытаемся получить средства из области. Только проектно-сметная документация стоить будет больше миллиона, а сам мост порядка 14 миллионов. Вопрос ставили в департаменте, но документацию предлагают готовить за счет собственных средств.

На территории района эксплуатируется 15 мостов в деревянном исполнении на муниципальных дорогах, которые требуют капитального ремонта. Все они строились предприятиями без проектов, проектно-сметной и исполнительной документации нет, что затрудняет работу по содержанию и эксплуатации. Грузоподъемность мостов ограничена 10 тоннами, но фактически по ним движется автотранспорт лесозаготовителей грузоподъемностью до 30 тонн, причем с пуском автодороги Вазюк – Опарино грузопоток увеличился более чем вдвое, что создает реальную угрозу обрушения».

Добавить хочется вот что. Освобожденные от бремени в виде ведомственных дорог и мостов, лесопромышленные предприятия сняли с себя ответственность за их сохранность. Лесопродукция отправляется потребителям большей частью большегрузным автотранспортом. Что, конечно же, не может не сказываться на состоянии транспортных магистралей. Тем более, что никто не знает нагрузки на ось лесовозов и массы перевозимых грузов – весовой контроль как таковой отсутствует.

Вместо послесловия. С 7 июня приостановлено автобусное сообщение между Зарей и Опарино, о чем руководство Моломского лесохимзавода письменно уведомило администрацию поселения. Причина — неудовлетворительное состояние автомагистрали на отрезке Заря — Маромица, которое угрожает безопасности пассажирских перевозок, и моста через речку Среднюю.

Дополнение:
«Ездили в Троицкую поминальную субботу в Молому. И каково же было наше удивление, когда посередине бетонной плиты мы увидали выросший сквозь плиту пень!!! Все машины объезжают его! А где дорожные службы, администрация Моломского поселения, ГБДД? Или опять ждем какого-нибудь происшествия?» — написал нам Сергей Бердников и приложил фотографии.

Опаринские дороги

Интересно, сколько и о каких дорогах мы еще должны написать, чтобы дело хотя бы чуточку сдвинулось с места?

Опаринские дороги

Фото от Владимира Цыбина

[svgallery name="dorogi"]

Татьяна Тунгусова, фото автора, Владимира Цыбина, Сергея Бердникова

На снимках:
уборка брошенной на обочинах древесины – это тоже содержание дорог; «поддерживающий» ремонт на 49 километре; такие большегрузы утюжат наши дороги. Другие снимки сделаны на дороге от Зари до Маромицы. Не правда ли, впечатляет!