Научно-практическая конференция

7 декабря 2016 года на базе Мурыгинского детского дома-интерната «Родник» состоялась научно-практическая конференция по теме: «Проектирование образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия по модели Ресурсного центра в рамках реализации инклюзивной практики».

Данное мероприятие явилось своеобразным подведением промежуточных результатов деятельности Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья пгт Опарино» в статусе региональной инновационной площадки. В работе конференции приняли участие специалисты министерств образования и социального развития Кировской области, специалисты «Института развития образования Кировской области», руководители и педагоги образовательных организаций, специалисты учреждений социального обслуживания.

Открыли конференцию Анна Николаевна Бабкина, директор школы-интерната п. Опарино, Марина Алексеевна Салтыкова, заведующая центром инклюзивного образования «ИРО Кировской области», Евгения Васильевна Смирнова, начальник отдела Северо-Западного образовательного округа министерства образования Кировской области.

Научный руководитель региональной инновационной площадки, старший преподаватель кафедры специального (коррекционного) образования Любовь Алексеевна Коротышева рассказала о роли института развития образования Кировской области в организации инновационной деятельности в системе образования.

Опыт работы по проектированию образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия по модели Ресурсного центра в рамках реализации инклюзивной практики обобщила директор школы-интерната А. Н. Бабкина.

Школа-интернат поселка Опарино была признана региональной инновационной площадкой в соответствии с приказом департамента образования Кировской области от 17.02.2016 г. Приказ был издан на основании решения Правительства Кировской области об открытии филиала КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Опарино на базе Мурыгинского детского дома-интерната «Родник» для организации образовательного процесса воспитанников, по состоянию здоровья и психофизическим возможностям подлежащим обучению по адаптированным образовательным программам для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Для практического воплощения данной задачи департаментом социального развития Кировской области был составлен список воспитанников в количестве 21 человека, подлежащих обучению. В здании дома-интерната были определены два помещения. Часть государственного имущества, необходимая для обучения, передана школе-интернату в безвозмездное пользование. Проведена работа по привлечению педагогов для организации обучения воспитанников дома-интерната: курсы повышения квалификации на базе института развития образования Кировской области. Со второй четверти 2014—2015 учебного года воспитанники в количестве 21 человека приступили к обучению. Обучать их стали три учителя, а для психолого-педагогического сопровождения в образовательный процесс были включены педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор ЛФК, учитель-дефектолог, учитель физкультуры, медицинские работники.

В 2015—2016 учебном году обучающихся было уже 37 человек. По итогам года 10 из 37 учащихся закончили обучение на «4» и «5». Качество знаний составило 27 %, обученность — 100 %. В настоящее время в четырех классах филиала (один 1-й, два 3-х и один 4-й) обучается 43 ребенка с инвалидностью. Из этого следует, что у детей есть желание учиться, а мотивация к учебе дает им возможность почувствовать свои успехи.

Таким образом, посредством инклюзивного образования фактически сблизились две системы, два ведомства: Министерство образования и Министерство социального развития Кировской области.

Вторая, практическая, часть конференции была представлена открытыми уроками:

  • урок «Путешествие в зиму» (предмет — альтернативная коммуникация);
  • урок «Магазин» (предмет — математика);
  • урок «Как хорошо уметь дружить» (предмет-развитие речи);
  • урок «Мышиная охота» (предмет — физическая культура).

При проведении уроков было продемонстрировано комплексное сопровождение воспитанников специалистами: логопедом, педагогом-психологом, инструктором ЛФК.

Также для участников конференции была оформлена выставка, где можно было познакомиться с творческими работами учащихся школы-интерната п. Опарино и филиала Мурыгинского детского дома-интерната «Родник». Поразило многообразие видов поделок, их оригинальность, необычность использованных материалов, безграничность детской фантазии.

Следующим пунктом программы стал концерт «Творчество без границ», подготовленный педагогами и воспитанниками дома-интерната. Танцевальные и вокальные коллективы учреждения неоднократно становились лауреатами региональных, всероссийских конкурсов.

Завершилась работа научно-практической конференции подведением итогов по теме «Эффективность инклюзивной практики в условиях сетевого взаимодействия по модели Ресурсного центра», где присутствующие смогли оценить результаты выполнения проделанной работы региональной инновационной площадки. В адрес всех участников проекта прозвучали положительные отзывы, слова благодарности, пожелания дальнейших успехов.

Познакомиться с опытом работы нашей школы в качестве региональной инновационной площадки можно будет в сборнике «Проектирование образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия по модели Ресурсного центра в рамках реализации инклюзивной практики», который буден издан в ближайшее время при поддержке ИРО Кировской области, а диски с электронным вариантом пособия получили все участники конференции.

М. Шешилова, зам. директора по учебно-воспитательной работе КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Опарино