«Мы с тобой два берега…»

Разговор об опасных мостах Опаринского района продолжает Николай Николаевич Шкаредный.

Внимательно прочитал материал «А кони все скачут и скачут…» о том, что мосты в Опаринском районе ремонтируются реже, чем рушатся. И, оказывается, спросить не с кого.

А вот читатели «Опаринской сороки» называют конкретные адреса. Верно пишет НАБЛЮДАТЕЛЬ: «При чем здесь прокуратура, разве она запрещает движение по аварийным мостам, есть ГИБДД в первую очередь».

Действительно, а почему молчит ГИБДД? Поставить знак «10 т» нсложно, а кто должен контролировать, как исполняется это разрешение перевозчиками древесины? Опять же ГИБДД. Но ГИБДД с молчаливого согласия руководства городского поселения и в райцентре навести порядок не может. Или не хочет! А потому КТО В КУРСЕ обращается к ним с вопросом: «Разрешено ли КАМАЗам ездить по улице Ленина по центру, днем и ночью громыхать?» Я бы к этому добавил: и бить уже разбитые дороги, которые, как рухнувшие мосты, уже не спасет никакая «народная инициатива».

Для того, чтобы навести порядок в движении грузового транспорта на улицах поселка и освободить центр Опарино от «тяжеловесов» и шума, не надо никаких дополнительных средств. Нужны просто воля и понимание чиновниками, что эти улицы – лицо райцентра. А лицо это должно быть опрятным. Во многих поселках и городах уже давно движение грузового транспорта выведено на окраины.

Но вернемся к мосту у Поникаровки. АЛЕКСАНДР пишет: «Сооружение выполнено просто, но с умом, если только конструкцию опор в воде усилить, да ледорезы поставить или обновить, если есть, то мост еще послужит». Могу точно сказать: вряд ли! А если выполнить все «предписания» Александра, то и получится, что мост надо строить заново.

В конце 80-х я впервые знакомился с исторически интересным Каргопольским районом Архангельской области. В деревне Кенорецкой (Измайловской) — мост XVIII века. Но по нему продолжали движение. Быки моста, называемые городнями, напоминают в плане очертания лодки. Их хорошо видно на снимке. Нос этой «лодки» выполняет роль ледореза. Городни срублены из бревен и внутри заполнены диким камнем. Они поддерживают накат из бревен составляющих проезжую часть моста. Подобная конструкция мостов восходит к глубокой древности. На Кене они сохранились до наших дней. Плотники Севера выступают здесь как выдающиеся инженеры – строители мостов с большими пролетами. Длина моста в Кенорецкой – 126 метров, другой мост на Кене в деревне Овчин Конец (Федотовская) длиной 92 метра.

Мосты в Опаринском районе
Строительством величественных соборов отметил Сольвычегодск начало и конец своего золотого века. Недалеко от пристани, почти у самой воды, на невысоком холме поднимается выразительная белая громада Благовещенского собора, заложенного Аникой Строгановым в 1560 году. В ту пору река Вычегда бежала в пяти километрах от Сольвычегодска, и там, где сегодня властвует Вычегда, стояли дома, торговые ряды и целые улицы. Теперь они остались жить лишь на картине неизвестного художника. Река сквозь годы и века прокладывала одно за другим новые русла, пока не подошла к самому городу. Тогда и было решено построить защитные сооружения, чтобы буйные воды не подмыли Благовещенский собор. Здесь, как и на Кене, был применен метод рубленых колодцев. Только в Сольвычегодске они названы обрубами, соединенными в единую цепь. Внутренние колодцы заполнены бутовым камнем. Все это хорошо видно на публикуемом рисунке. Обрубы, как предполагают исследователи, установлены здесь около 1775 года и обновлены в 1924 году. И, как мосты на реке Кене, живут века. Есть у кого и есть чему поучиться!

Мосты в Опаринском районе
Смотрю на снимки моста у Поникаровки, и «столько мне открытий чудных» видится на них. Обратите внимание: с моста не убраны даже принесенные весенним половодьем ветки и сучья. На проезжей части моста такая «городня», что сам черт ногу сломает. А какими виртуозами надо быть водителям лесовозов, чтобы, рискуя жизнью, проскочить с берега левого на берег правый?! Это действо покруче, чем даже самая крутая, только что появившаяся на канале «Россия-1», программа «Я – смогу!» НАБЛЮДАТЕЛЬ напоминает администраторам, ответственным за состояние дорог и мостов: «Мост не за один день и даже не за заготовительный сезон пришел в негодность, почему раньше его не ремонтировали и никто на него внимания не обращал?» Семен пишет: «Наволоцкий — любитель депутатские запросы слать... Тут в первую очередь вопрос местного значения муниципального района – содержание и ремонт дорог и дорожных сооружений».

Согласно действующего законодательства, дороги местного значения строят, содержат и ремонтируют муниципалитеты. Об этом опаринским чиновникам напомнил губернатор Кировской области Н.Ю.Белых во время визита в Опарино в августе 2013 года: «Если дорога ваша, муниципальная, ремонтируйте ее. Это развитие вашей территории». Администрации района дано право, как и в весеннее-осенние периоды, закрывать или ограничивать движение по сельским дорогам, тем более по аварийным объектам, какими являются мосты Опаринского района. Подтверждение этому — постановление №541 от 02.10.2014 г. «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным муниципальным дорогам общего пользования Опаринского района в осенний период 2014 года». А в повестку дня 45 заседания Опаринской районной думы внесен вопрос «Об итогах содержания и ремонта автомобильных дорог в весенне-летний период 2014 года».

Мне думается, что при обсуждении этого вопроса пойдет разговор и о восстановлении моста у Поникаровки. По крайней мере, хотелось бы в это верить! А пока, как пишет ЕДРОС: «Руководство района отказывается вообще принимать какое-либо решение по данному вопросу». Надо полагать, ждет несчастного случая, тогда всех построят по ранжиру. И неважно, на чьём балансе находится то или иное гидросооружение.

Какая-то нелепая складывается ситуация. В июне 2009 года сгорел мост через Молому в Нижнем Починке. Скоро уникальная Никольская церковь будет отмечать свое 300-летие. А туда ни пройти — ни проехать. Видимо, уже не бывать здесь такому Православному празднику, который состоялся в бывшем Верхнемоломском Спасском монастыре 15 июня 1997 года, когда отмечалось 280-летие практически единственного в Кировской области деревянного храма, срубленного без единого гвоздя. За этот праздник я, как и жители района, и земляки, и гости говорят спасибо бывшему в ту пору главе района Леониду Игоревичу Трубину. Еще есть время поправить положение и открыть движение на Нижний Починок.

Но пока мосты вместо восстановления рушатся один за другим. Под колесами лесовоза погиб мост через Холоватку, о котором «Опаринская сорока» писала еще 23 октября 2013 года. Через год «Сорока» снова «прилетела» в Холоватку, «потому что мост так и не восстановлен, хотя администрация района обращалась в суд на индивидуального кировского предпринимателя, под чьей груженой машиной сооружение провалилось». «Но в удовлетворении исковых требований было отказано, так как независимая экспертиза, назначенная судом, оценила стоимость моста в ноль (0) рублей в связи с его фактически полным износом».

Тогда кто же и как ежегодно проводит обследование мостов в Опаринском районе? В сложившейся «провально-мостовой» ситуации «депутат районной думы Вячеслав Васильевич Наволоцкий готовит депутатский запрос в прокуратуру Опаринского района относительно безопасности проезда по данному мосту и технического состояния самого сооружения». Меня бы обрадовал такой запрос, если бы за безопасность моста ратовал рядовой депутат. «Но Наволоцкий, как пишет в своем комментарии СВОЙ, был главой района (с 2006 по 2011 гг.) и контроль за состоянием дорог и мостов вел именно он (его команда) независимо от того, кому они принадлежали».

Ведь все эти «упавшие» мосты перешли в таком плачевном состоянии, как негодное наследство, к нынешним руководителям. Конечно, теперь, в первую очередь, спрос с них. Им отвечать, как записано в законе: «за действие или бездействие» своих предшественников. И вообще непонятно, кто дал право эксплуатировать бесхозный мост!? На сто процентов прав АЛЕКСАНДР, который пишет: «Дороги убили, мосты разваливаются, а лес все везут и везут! Лес уйдет, а нам что останется!? Разруха!!!». Ладно бы возили лес и платили налоги, пополняя бюджет района. Тогда бы и на дороги и на мосты в районном бюджете нашлись бы средства. Но, думаю, что кировские предприниматели, регистрируются отнюдь не в Опарино. За какие же блага район дает им право бить дороги и ломать мосты?

Во время визита губернатора в Опаринский район в августе 2013 года была достигнута договоренность о восстановлении дороги Заря-Альмеж. Н.Ю.Белых подвел итог обсуждению: «Под большие инвестиции для района и региона мы готовы рассмотреть этот вопрос при условии, что часть средств внесет район, часть – предприятие, часть – область». В качестве поддержки такого решения Моломский ЛХЗ был намерен заказать за свой счет проектно-сметную документацию на этот участок. На встрече с и.о. губернатора в августе 2014 года этот вопрос по каким-то причинам выпал из обсуждения. Может быть, работы по восстановлению дороги Заря – Альмеж уже выполнены и на сессии районной думы докладчик, первый заместитель главы администрации Опаринского района В.И.Сергеев доложит депутатам о выполнении этого поручения главы региона?

Этим летом был в Лузским районе, проехал по сельским трассам немало километров, но нигде не видел такого безобразия, какое царит на опаринских дорогах. Я уж не говорю о мостах. После поездки беседовал с главой Лузского района Сергеем Николаевич Зайцевым. Вот эти запись: «2014 год можно по праву назвать годом строительства и реконструкции мостов. Судите сами. 4 июля мостостроители в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию крупномасшатабное комбинированное (железобетон, металл, дерево) сооружение через реку Лала в районе села Верхнелалье, которое возведено в оптимально короткие сроки – на три месяца раньше плана. В конце июня началась реконструкция железобетонных мостов через Залисскую Лалу и Большой Рип – объем работ, на мой взгляд, больше, чем при закладке новых».

Мосты в Опаринском районе
Мне довелось побывать на этих водных объектах и наблюдать работу мостостроителей. Вокруг чистота: железобетон и арматура «приходят» на объект непосредственно перед монтажом. Работа организована четко, каждый знает свое дело, поэтому людей на объекте немного.

Но продолжим нашу беседу с главой Лузкого района Сергеем Николаевичем Зайцевым. «Примерно в это же время архангелогородские дорожники из райцентра Ильинско-Подомское приступили к капитальному ремонту моста в деревянном исполнении через речку Учка. 8 июля подписан контракт с ООО «Лимендская судостроительная компания» города Котласа о ремонте понтонной переправы через реку Луза в районе поселка Боровицы, согласно которому подрядчики обязуются установить ее до 1 ноября. А всего на эти цели в 2014 году направлено около 80 миллионов рублей».

Думаю, все знают, что Лузский район, так же, как и Опаринский, живет и работает на вятской земле. И законы у всех одни, и бюджет для тех и других один, и исполнительное руководство одно – правительство Кировской области. Это как в песне поется: «Мы с тобой два берега у одной реки».

Река-то одна, да берега, оказывается, разные. Поэтому возникает закономерный вопрос: тогда в чем же дело? Как тут не вспомнить комментарий SERGа от 8 октября 2014 года к материалу «А кони все скачут и скачут…»: «Найдите 10 отличий, как говорится». Я поискал и нашел: «Лузский район со своими дорожными проблемами вошел в областную целевую программу «Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года». Как же могло случится, , что Опаринский район оказался вне этой важной программы? Вот в чем главный вопрос…

На фото: мост на городнях на реке Кене; торжественное открытие моста через реку Лалу в Верхолалье Лузского района. Второй справа — глава Лузского района С.Н.Зайцев разрезает ленточку: движение открыто!
На рисунке: защитные обрубы Благовещенского собора в Сольвычегодске.