«Мы с тобой два берега…»

Разговор об опасных мостах Опаринского района продолжает Николай Николаевич Шкаредный.

Внимательно прочитал материал «А кони все скачут и скачут…» о том, что мосты в Опаринском районе ремонтируются реже, чем рушатся. И, оказывается, спросить не с кого.

А вот читатели «Опаринской сороки» называют конкретные адреса. Верно пишет НАБЛЮДАТЕЛЬ: «При чем здесь прокуратура, разве она запрещает движение по аварийным мостам, есть ГИБДД в первую очередь».

Действительно, а почему молчит ГИБДД? Поставить знак «10 т» нсложно, а кто должен контролировать, как исполняется это разрешение перевозчиками древесины? Опять же ГИБДД. Но ГИБДД с молчаливого согласия руководства городского поселения и в райцентре навести порядок не может. Или не хочет! А потому КТО В КУРСЕ обращается к ним с вопросом: «Разрешено ли КАМАЗам ездить по улице Ленина по центру, днем и ночью громыхать?» Я бы к этому добавил: и бить уже разбитые дороги, которые, как рухнувшие мосты, уже не спасет никакая «народная инициатива».

Для того, чтобы навести порядок в движении грузового транспорта на улицах поселка и освободить центр Опарино от «тяжеловесов» и шума, не надо никаких дополнительных средств. Нужны просто воля и понимание чиновниками, что эти улицы – лицо райцентра. А лицо это должно быть опрятным. Во многих поселках и городах уже давно движение грузового транспорта выведено на окраины.

Но вернемся к мосту у Поникаровки. АЛЕКСАНДР пишет: «Сооружение выполнено просто, но с умом, если только конструкцию опор в воде усилить, да ледорезы поставить или обновить, если есть, то мост еще послужит». Могу точно сказать: вряд ли! А если выполнить все «предписания» Александра, то и получится, что мост надо строить заново.

В конце 80-х я впервые знакомился с исторически интересным Каргопольским районом Архангельской области. В деревне Кенорецкой (Измайловской) – мост XVIII века. Но по нему продолжали движение. Быки моста, называемые городнями, напоминают в плане очертания лодки. Их хорошо видно на снимке. Нос этой «лодки» выполняет роль ледореза. Городни срублены из бревен и внутри заполнены диким камнем. Они поддерживают накат из бревен составляющих проезжую часть моста. Подобная конструкция мостов восходит к глубокой древности. На Кене они сохранились до наших дней. Плотники Севера выступают здесь как выдающиеся инженеры – строители мостов с большими пролетами. Длина моста в Кенорецкой – 126 метров, другой мост на Кене в деревне Овчин Конец (Федотовская) длиной 92 метра.

Мосты в Опаринском районе
Строительством величественных соборов отметил Сольвычегодск начало и конец своего золотого века. Недалеко от пристани, почти у самой воды, на невысоком холме поднимается выразительная белая громада Благовещенского собора, заложенного Аникой Строгановым в 1560 году. В ту пору река Вычегда бежала в пяти километрах от Сольвычегодска, и там, где сегодня властвует Вычегда, стояли дома, торговые ряды и целые улицы. Теперь они остались жить лишь на картине неизвестного художника. Река сквозь годы и века прокладывала одно за другим новые русла, пока не подошла к самому городу. Тогда и было решено построить защитные сооружения, чтобы буйные воды не подмыли Благовещенский собор. Здесь, как и на Кене, был применен метод рубленых колодцев. Только в Сольвычегодске они названы обрубами, соединенными в единую цепь. Внутренние колодцы заполнены бутовым камнем. Все это хорошо видно на публикуемом рисунке. Обрубы, как предполагают исследователи, установлены здесь около 1775 года и обновлены в 1924 году. И, как мосты на реке Кене, живут века. Есть у кого и есть чему поучиться!

Читайте также:  И тарифы поднять, и клиентов не потерять

Мосты в Опаринском районе
Смотрю на снимки моста у Поникаровки, и «столько мне открытий чудных» видится на них. Обратите внимание: с моста не убраны даже принесенные весенним половодьем ветки и сучья. На проезжей части моста такая «городня», что сам черт ногу сломает. А какими виртуозами надо быть водителям лесовозов, чтобы, рискуя жизнью, проскочить с берега левого на берег правый?! Это действо покруче, чем даже самая крутая, только что появившаяся на канале «Россия-1», программа «Я – смогу!» НАБЛЮДАТЕЛЬ напоминает администраторам, ответственным за состояние дорог и мостов: «Мост не за один день и даже не за заготовительный сезон пришел в негодность, почему раньше его не ремонтировали и никто на него внимания не обращал?» Семен пишет: «Наволоцкий – любитель депутатские запросы слать… Тут в первую очередь вопрос местного значения муниципального района – содержание и ремонт дорог и дорожных сооружений».

Согласно действующего законодательства, дороги местного значения строят, содержат и ремонтируют муниципалитеты. Об этом опаринским чиновникам напомнил губернатор Кировской области Н.Ю.Белых во время визита в Опарино в августе 2013 года: «Если дорога ваша, муниципальная, ремонтируйте ее. Это развитие вашей территории». Администрации района дано право, как и в весеннее-осенние периоды, закрывать или ограничивать движение по сельским дорогам, тем более по аварийным объектам, какими являются мосты Опаринского района. Подтверждение этому – постановление №541 от 02.10.2014 г. «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным муниципальным дорогам общего пользования Опаринского района в осенний период 2014 года». А в повестку дня 45 заседания Опаринской районной думы внесен вопрос «Об итогах содержания и ремонта автомобильных дорог в весенне-летний период 2014 года».

Мне думается, что при обсуждении этого вопроса пойдет разговор и о восстановлении моста у Поникаровки. По крайней мере, хотелось бы в это верить! А пока, как пишет ЕДРОС: «Руководство района отказывается вообще принимать какое-либо решение по данному вопросу». Надо полагать, ждет несчастного случая, тогда всех построят по ранжиру. И неважно, на чьём балансе находится то или иное гидросооружение.

Какая-то нелепая складывается ситуация. В июне 2009 года сгорел мост через Молому в Нижнем Починке. Скоро уникальная Никольская церковь будет отмечать свое 300-летие. А туда ни пройти – ни проехать. Видимо, уже не бывать здесь такому Православному празднику, который состоялся в бывшем Верхнемоломском Спасском монастыре 15 июня 1997 года, когда отмечалось 280-летие практически единственного в Кировской области деревянного храма, срубленного без единого гвоздя. За этот праздник я, как и жители района, и земляки, и гости говорят спасибо бывшему в ту пору главе района Леониду Игоревичу Трубину. Еще есть время поправить положение и открыть движение на Нижний Починок.

Читайте также:  За убийство кота – в тюрьму

Но пока мосты вместо восстановления рушатся один за другим. Под колесами лесовоза погиб мост через Холоватку, о котором «Опаринская сорока» писала еще 23 октября 2013 года. Через год «Сорока» снова «прилетела» в Холоватку, «потому что мост так и не восстановлен, хотя администрация района обращалась в суд на индивидуального кировского предпринимателя, под чьей груженой машиной сооружение провалилось». «Но в удовлетворении исковых требований было отказано, так как независимая экспертиза, назначенная судом, оценила стоимость моста в ноль (0) рублей в связи с его фактически полным износом».

Тогда кто же и как ежегодно проводит обследование мостов в Опаринском районе? В сложившейся «провально-мостовой» ситуации «депутат районной думы Вячеслав Васильевич Наволоцкий готовит депутатский запрос в прокуратуру Опаринского района относительно безопасности проезда по данному мосту и технического состояния самого сооружения». Меня бы обрадовал такой запрос, если бы за безопасность моста ратовал рядовой депутат. «Но Наволоцкий, как пишет в своем комментарии СВОЙ, был главой района (с 2006 по 2011 гг.) и контроль за состоянием дорог и мостов вел именно он (его команда) независимо от того, кому они принадлежали».

Ведь все эти «упавшие» мосты перешли в таком плачевном состоянии, как негодное наследство, к нынешним руководителям. Конечно, теперь, в первую очередь, спрос с них. Им отвечать, как записано в законе: «за действие или бездействие» своих предшественников. И вообще непонятно, кто дал право эксплуатировать бесхозный мост!? На сто процентов прав АЛЕКСАНДР, который пишет: «Дороги убили, мосты разваливаются, а лес все везут и везут! Лес уйдет, а нам что останется!? Разруха!!!». Ладно бы возили лес и платили налоги, пополняя бюджет района. Тогда бы и на дороги и на мосты в районном бюджете нашлись бы средства. Но, думаю, что кировские предприниматели, регистрируются отнюдь не в Опарино. За какие же блага район дает им право бить дороги и ломать мосты?

Во время визита губернатора в Опаринский район в августе 2013 года была достигнута договоренность о восстановлении дороги Заря-Альмеж. Н.Ю.Белых подвел итог обсуждению: «Под большие инвестиции для района и региона мы готовы рассмотреть этот вопрос при условии, что часть средств внесет район, часть – предприятие, часть – область». В качестве поддержки такого решения Моломский ЛХЗ был намерен заказать за свой счет проектно-сметную документацию на этот участок. На встрече с и.о. губернатора в августе 2014 года этот вопрос по каким-то причинам выпал из обсуждения. Может быть, работы по восстановлению дороги Заря – Альмеж уже выполнены и на сессии районной думы докладчик, первый заместитель главы администрации Опаринского района В.И.Сергеев доложит депутатам о выполнении этого поручения главы региона?

Читайте также:  День деревни Стрельской

Этим летом был в Лузским районе, проехал по сельским трассам немало километров, но нигде не видел такого безобразия, какое царит на опаринских дорогах. Я уж не говорю о мостах. После поездки беседовал с главой Лузского района Сергеем Николаевич Зайцевым. Вот эти запись: «2014 год можно по праву назвать годом строительства и реконструкции мостов. Судите сами. 4 июля мостостроители в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию крупномасшатабное комбинированное (железобетон, металл, дерево) сооружение через реку Лала в районе села Верхнелалье, которое возведено в оптимально короткие сроки – на три месяца раньше плана. В конце июня началась реконструкция железобетонных мостов через Залисскую Лалу и Большой Рип – объем работ, на мой взгляд, больше, чем при закладке новых».

Мосты в Опаринском районе
Мне довелось побывать на этих водных объектах и наблюдать работу мостостроителей. Вокруг чистота: железобетон и арматура «приходят» на объект непосредственно перед монтажом. Работа организована четко, каждый знает свое дело, поэтому людей на объекте немного.

Но продолжим нашу беседу с главой Лузкого района Сергеем Николаевичем Зайцевым. «Примерно в это же время архангелогородские дорожники из райцентра Ильинско-Подомское приступили к капитальному ремонту моста в деревянном исполнении через речку Учка. 8 июля подписан контракт с ООО «Лимендская судостроительная компания» города Котласа о ремонте понтонной переправы через реку Луза в районе поселка Боровицы, согласно которому подрядчики обязуются установить ее до 1 ноября. А всего на эти цели в 2014 году направлено около 80 миллионов рублей».

Думаю, все знают, что Лузский район, так же, как и Опаринский, живет и работает на вятской земле. И законы у всех одни, и бюджет для тех и других один, и исполнительное руководство одно – правительство Кировской области. Это как в песне поется: «Мы с тобой два берега у одной реки».

Река-то одна, да берега, оказывается, разные. Поэтому возникает закономерный вопрос: тогда в чем же дело? Как тут не вспомнить комментарий SERGа от 8 октября 2014 года к материалу «А кони все скачут и скачут…»: «Найдите 10 отличий, как говорится». Я поискал и нашел: «Лузский район со своими дорожными проблемами вошел в областную целевую программу «Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года». Как же могло случится, , что Опаринский район оказался вне этой важной программы? Вот в чем главный вопрос…

На фото: мост на городнях на реке Кене; торжественное открытие моста через реку Лалу в Верхолалье Лузского района. Второй справа – глава Лузского района С.Н.Зайцев разрезает ленточку: движение открыто!
На рисунке: защитные обрубы Благовещенского собора в Сольвычегодске.

5
Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
ваня
Гость
ваня

Постановлением №541 от 02.10.2014 г. («О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным муниципальным дорогам общего пользования Опаринского района в осенний период 2014 года»), дороги Опаринского района закрыты, а большегрузы, в том числе лесовозы продолжают бить уже итак убитые дороги района. Почему нет контроля???

нива
Гость
нива

Страшнее дорог, чем Заря- Альмеж в России конечно же нет и никто ее наверняка не будет ремонтировать

Helga
Гость
Helga

Есть еще страшнее дороги! Но, конечно же, не надо успокаивать себя такими фактами. наши дороги разбивают коммерсанты, увозя наш лес.и законы, увы. на их стороне.

КАМАЗ
Гость
КАМАЗ

Надо делать всё на совесть дороги мосты и не экономить и растаскивать.Прошли те времена когда леспромхозы всё ремонтировали.А грузовой транспорт тут не причём как вы будите подвозить дрова,продукты,стройматериалы.Надо признать что власть которая существует на сегодняшний день ни чего не может.А повесить знаки и запретить на это ума много не надо.

Ш.Н.Н.
Гость
Ш.Н.Н.

Еще несколько вопросов: кто оценил грузоподъемность моста, установив знак “10 тонн”?, почему на разбитых опаринских дорогах действует нагрузка 6 тонн на ось, а не 3,5, как в других регионах? когда будет наведен порядок с приемом, регистрацией и обледованием мостов? Или будем ждать решения суда, такого же, какое состоялось в Мурашинском районном суде Кировской области 21 марта 2013 года? Предлагаю заинтересованным лицам почитать это решение суда. Дело № 2-34 (2013 год) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Мураши Кировской области 21 марта 2013 года Судья Мурашинского районного суда Кировской области Перминова О.С., с участием помощника прокурора… Подробнее »