МЫ — КУЗНЕЦЫ ! Часть 3

Здесь, на Вазюке, и познакомились Виталий Павлович и Николай Николаевич. Познакомились непосредственно на рабочем месте – в гараже Белгородской лесозаготовительной конторы. Шубин работал, как он пояснил, по карбюраторам и радиаторам, перебирал и настраивал бензопилы, а меня начальник конторы Федор Иванович Огурцов пригласил на должность кузнеца. Я. конечно, в ту пору был молод, малоопытен, но в работе – горяч. Да и дело мне было поручено горячее. Потому наша кузница жила круглый год с выбитыми окнами и открытыми дверями. А о том, как мы работали, можно судить по таким показателям. До моего прихода в гараж Белгородской ЛЗК кузница работала в две смены, да в лесу, в делянках, была своя кузница, которая большей частью занималась плеткой чокеров. Через два месяца в гараже вторую смену сократили. Еще через два, хотя количество автомобилей в гараже доходило до 96 единиц, плюс автоприцепы, трактора и трелевочники, да и бригад лесозаготовителей в делянках не стало меньше, осталась без работы и кузница на верхнем складе.

К тому же мы, благодаря мастерству и опыту кузнеца-ветерана Самуила Вальса, освоили сборку и клепку рам автомобилей. А это дело непростое и ответственное. Редко кто берется него, предпочитая заводскую сборку. Для этого в одном из боксов был оборудован специальный стенд. Техническую помощь в его разработке и сборке нам оказал молодой инженер Владимир Александрович Пескарев. Почти три года мы работали с Виталием Павловичем Шубиным в этом гараже плечом к плечу. Он нередко бывал в кузнице, так как паял радиаторы. Первые уроки пайки радиаторов мне давал Василий Молеборский. Шубин был вторым, но профессию медника я так и не освоил. Стоя у наковальни, Виталий Павлович с какой-то необъяснимой любовью глядел, как пляшет огонь в кузнечном горне. Мне казалось, что в этом пляшущем по углю пламени он видел огненные зарницы Великой Отечественной.

Так повернулась наша судьба, что через два года мы встретились с Виталием Павловичем Шубиным в Коряжме. Я приехал на строительство Котласского ЦБК по комсомольской путевке, он, хотя и приглашали на работу в Ярегу, выбрал новостройку на Вычегде. Вот очередная запись в его трудовой книжке: «13.IX.1965. Котласское автохозяйство Архстройтранса. (Котласское, потому что Коряжма до августа 1985 года как рабочий поселок была частью города Котласа, — Н.Ш.) Принят в гараж а/слесарем». Через две недели Шубину присвоили 5-й разряд. «10.05.1966. Переведен бригадиром бригады капитального ремонта». Часто я бывал в те дни уже в качестве журналиста в Котласском автохозяйстве, автопарк которого, как того требовало строительство лесохимического гиганта, превышал 500 машин. На предприятии, в соответствии с грузоподъемностью, было организовано четыре автоколонны в Коряжме и по автоколонне в Котласе и Коноше. Нетрудно представить, какой огромный объем работ лежал на плечах ремонтного персонала. И какая ответственность, чтобы вся эта техника не стояла в гараже, а работала. И Шубин, как и везде, во всем был примером.

В апреле 1957 года портрет кузнеца-ударника Виталия Шубина украсил Первомайскую Доску Почета Моломской машинно-тракторной станции. Через десять лет портрет передового бригадира и одного из лучших рационализаторов стройки Виталия Павловича Шубина был занесен на Первомайскую Доску Почета Котласского автохозяйства. В те годы я неоднократно пытался рассказать о нем на страницах газеты, но он, как только речь заходила об этом, отнекивался и уходил от разговора: «О чем ты, Николай? Все «мы светлый путь куем народу. Мы новый, лучший мир куем… В горне желанную свободу Горячим закалим огнем». Это я к тому, что у нас в автохозяйстве хороший кузнец работает — Лев Николаевич Верховский. Напиши о нем. Достоин!» И тут же своим ребятам-ремонтникам: «Ну что, орлы, кого командируем в Коношу?» Я понимал, что у него и без меня хлопот полон рот, и уходил с тайной надеждой, что когда-нибудь «дожму» его, и появится в областной газете «Правда Севера», с которой я дружил долгие годы, мой очередной очерк о настоящем человеке, труженике и воине.

Шубин был во всем основательным человеком. Переехал из Моломы на Вазюк и сразу взялся за постройку собственного дома. Он, этот дом, и сегодня стоит на улице Октябрьской на Базе, так издавна называют этот микрорайон в поселке. Неподалеку, в Среднем переулке, когда-то стоял и наш небольшой дом. Со временем его снесли. А дом Виталия и Анны Шубиных продолжает дарит людям тепло и уют. Да и сам Виталий Павлович был теплым человеком, хотя и требовательности у него, как говорится, можно было занимать. Как только в Коряжме началось строительство очередного кооперативного дома, Шубины купили квартиру. Не резон фронтовику жить по времянкам да скитаться под чужой крышей! Казалось бы, все сложилось как нельзя лучше. Одно смущало ветерана: у них с Анной Николаевной не было детей. Вздыхал: «Видно так Богу угодно». Поэтому с такой любовью и настойчивостью пестовал молодое поколение автослесарей, передавая им свои мастерство и опыт. Когда у кого-то из водителей возникала проблема с поиском неисправности в работе двигателя, ему советовали: «Попроси Виталия Павловича». И Шубин, как доктор, внимательно вслушивался в металлические шумы мотора и ставил диагноз. И сегодня, хотя Котласское автохозяйство после приватизации уже не раз сменило свое название, на этом предприятии продолжают трудится его бывшие ученики. А кое-кто из них открыл свой автосервис.

Все это послужило лучшей рекомендацией для избрания Виталия Павловича председателем профсоюзного комитета автохозяйства. Должность не освобожденная, а в коллективе более 700 человек. До каждого надо дойти, понять, а если нужно, то и помочь: кому-то с детским садиком, кому-то с квартирой, кому-то — с путевкой на оздоровление или детям в пионерский лагерь. А еще в коллективе золотой фонд – ветераны. Они – особая забота профкома. В канун дня Победы предложил Виталий Павлович оформить специальный стенд, посвященный работникам автохозяйства — участникам Великой Отечественной войны. Идею Шубина поддержало руководство и партийная организация. Вскоре такой стенд появился в Красном уголке предприятия. Была на нем и публикуемая здесь фотография ветеранов предприятия – участников Великой Отечественной войны. На этой фотография Виталий Павлович.Шубин сидит рядом с начальником Котласского автохозяйства в первом ряду первый справа.

Виталий Павлович Шубин

10 ноября 1978 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление, согласно которому участникам Великой Отечественной войны должны быть выданы новые удостоверения. Проще говоря, ветераны-фронтовики этим документом были разделены на воинские подразделения, принимавшие участие в боевых действиях, и части, не отнесенные к действующий армии. В связи с этим в мае 1980 года фронтовик Шубин поехал в Котласский горвоенкомат, чтобы оформить льготное удостоверение. Представил, как и положено, военный билет и фотокарточки. Но там сказали: необходимо подтверждение.

— Какое подтверждение? – удивился Виталий Павлович. – В военном билете четко записано: гвардии сержант, 42-я тяжело-танковая бригада.

— Видим, что записано, — согласился принимавший его капитан. – Только кто подтвердит: была ли вообще такая боевая единица? Вот разберемся, тогда и сообщим. Ждите.

Подождем и мы следующей встречи с Виталием Павловичем Шубиным. А пока небольшое отступление…

Николай Шкаредный.
Продолжение следует...