Музейные уроки продолжаются

Вы когда-нибудь бывали в Городе Посуды? Может быть, прогуливались по Переулку Ложек или Корчаг, заглядывали на Улицу Горшков? А вот ребята из начальных классов Опаринской средней школы и коррекционной школы-интерната совершили в марте это увлекательное путешествие. Тем более, что идти или ехать никуда и не нужно было – всего-то дойти до районного краеведческого музея.

Здесь была оформлена интереснейшая выставка, познакомившись с которой, не только дети, но и люди более старших возрастов могли узнать много нового о таких, казалось бы, привычных вещах, какими для нас являются тарелки, вилки, ложки, чайники и прочая посуда, без которой невозможно представить современный стол.

А проводит эти увлекательные экскурсии методист районного краеведческого музея Тамара Алексеевна Нагибина. На работу сюда она пришла сравнительно недавно – осенью 2012 года.  «До этого никогда не думала, что стану музейным работником, — говорит она. – Ведь 28 лет проработала в Моломской сельской библиотеке».

Тамара Алексеевна Нагибина

Работников в музее двое – Тамара Алексеевна и директор – Татьяна Николаевна Шипицына. Обязанности у них подразделены: директор отвечает за «бумажную» составляющую работы, методист  отвечает за ведение фондов, готовит и проводит мероприятия и экскурсии.

Отличается ли работа в музее от работы в библиотеке?

«Это же совсем другой профиль, — отвечает она.  – Здесь вся история района, все краеведение… Словом, пришлось учиться заново». Но теперь она свободно ориентируется и в многочисленных папках, стендах и экспонатах, может интересно рассказать обо всем этом детям. Наверное, поэтому они так любят посещать музей.

«Многие почему-то думают,  – говорит Тамара Алексеевна, — что в музее дети должны только молча сидеть и слушать.  А я считаю, что они должны задавать вопросы и отвечать, рассуждать, ходить по залам, не только смотреть на экспонаты, но и трогать их. Мы на своих мероприятиях даже загадки загадываем и в качестве отгадки предлагаем найти тот предмет, который они отгадали».

Конечно, музей мог бы проводить гораздо больше мероприятий, в том числе и выставок как коллективных, так и персональных. Но помещение, помещение… Все упирается в отсутствие площадей.

Давайте и мы отправимся в Город Посуды, где все такое знакомое и в то же время такое необычное. Первым делом люди научились делать горшки, в которых можно было приготовить на костре еду. Если горшочек давал трещину, его «бинтовали» полосками бересты. Для приготовления пищи он уже не годился, зато в нем можно было хранить продукты.

За горшками появились кринки, корчаги, сковороды, другие предметы домашнего обихода, без которых люди уже не могли обходиться.  Раньше люди ели руками. Поэтому возникла необходимость в ложках, сначала деревянных.  В музее хранится ложка, которой 65 лет. Это для предмета домашнего обихода очень солидный возраст. Еще одну ложку передали в музей поисковики из Пензы – она прошла войну.

Посуду делали гончары. И если у человека было плохое настроение, его просто не пускали за гончарный круг. Считалось, что посуда сделанная с душой и с любовью, дарила тому, кто ей пользуется, здоровье и радость.

Вилки, чайные чашки и чайники, тарелки из разных материалов – сегодня изобилие посуды поражает.

Школьники имели возможность подержать каждую посудину в руках, рассмотреть материал, из которого она была сделана, сравнить их по весу.

Потом ребята отгадывали загадки. Находили нужные экспонаты и сфотографировались с ними на память.

На экскурсии в этот день побывал 5 класс Опаринской коррекционной школы вместе с учителем Татьяной Васильевной Краевой.