Москва – Лодейно — Котлас

12 июля. 18.30. Мы едем из Лименды.

Справа от нас – прикрытый  разрастающимся ивняком затон, слева – Васильевское озеро. Это озеро — искусственное образование. Это застывшая между двумя дамбами часть реки Вычегды. Если основная часть Котласа расположена на Малой Северной Двине, то Лименда стоит на Вычегде, длина которой составляет 1130 километров.  Как нам говорили, реке очень своенравной, со множеством перекатов, островов и отмелей. Течение в Вычегде быстрое,  0,6 – 0,7 м\с, среднегодовой  расход воды близ устья, то есть как раз в районе Лименды, составляет 1160 кубометров в секунду. Свое начало она берет под названием Лунвож на южной окраине Тиманского кряжа в болоте Дзюр-Нюр, после впадения Вой-Вожа принимает название Вычегды, по-коми Эжва, что в переводе означает луговая река.

Наш интерес вызван тем, что вслед за нами по программе «Голубые дороги Русского Севера», разработанной капитаном 1-го ранга в отставке, Почетным радистом России, сотрудником Росвоенцентра Ю.В.Кропотовым в конце июля должна была отправиться на байдарках по рекам Вымь и Вычегда экспедиция по маршруту «Княжпогост – Котлас». К сожалению, в связи со смертью Юрия Васильевича эту  экспедиция оказалось некому подготовить. А мы благодарны этому энтузиасту водного туризма за то, что он доверил нам пройти по маршруту Лодейно – родина Героя Советского Союза, маршала Ивана Степановича Конева – Медведки – родина Героя Советского Союза, адмирала Николая Герасимовича Кузнецова. Сегодня мы рапортуем: весь маршрут успешно пройден!

Маршрут успешно пройден, сушим весла

Маршрут успешно пройден, сушим весла

Кажется, можно с облегчением вздохнуть: кончились все волнения походной жизни, байдарки уместились в рюкзаках, разобраны весла, а нам немного грустно. Конечно, соскучились по родным, по дому. Но в мыслях мы все еще плывем по рекам Севера. Тем более, что эти реки хранят в своей истории такой богатый материал. Оказывается, в 1218 году на Устюг с огнем и мечом приходили поволжские булгары. «В лето 6944 (1436 год.) Князь Василеи Юрьевичъ Косой посла с Костромы великому князю розметные, а сам прие в Галич и посла по вятчан, зовучи их на Устюг ратью. И поиде на Устюге в заговенье филиппово, а на Кичьменгу наверх Югу реки приде в день, а на Устюг под город под Гледен января 1 день. А ждал вятчан и стоял под Гледъном 9 недель, а на всяк день к городу приступал, а город не взял. А на городъ был воевода великого князя князь Глъб Ивановичъ Оболенский. А волости  и села выпустошил, а после город Гледън взял на целованье, а князя Глъба Ивановичя взял душою на прав, да его убил, и положен быстъ в соборной церкви на Устюзе. А десятинника владычня Иева Булатова повъсил, и много устюжан людеи дорых казнил: иных въшал, иных съкл».

Вымпел нашей речной экспедиции «Голубыми дорогами Русского Севера».

Вымпел нашей речной экспедиции «Голубыми дорогами Русского Севера».

По тому водному пути, которым мы шли из Лодейно на Великий Устюг, неоднократно проходили воинствующие вятские отряды. Не успел разграбленный Гледен оправиться, как через два года  –  в 1438 – подвергается новому нападению вятчан. Обессиленный Гледен не смог защититься и, как говорит летописец: «...древний град, зовомый Гледен, сожгли и опустошили, а граждане, разбежавшись по лесам и удобным местам, скрылись…» И, наконец, мы читаем в летописи, что в 1489 году при военном участии устюжан к московским владениям была присоединена и Вятская земля. И начали вместо боевых действий зарождаться торговые отношения между соседями, а устюжская школа храмостроительства пришла на вятскую землю. На Верхней Моломе и сегодня радует глаз деревянная Николаевская церковь, построенная в 1716 году монахами Устюжского Михаило-Архангельского монастыря без единого гвоздя. Поэтому мы с таким энтузиазмом приняли предложение Юрия Васильевича Кропотова пройти часть этого исторического пути на байдарках. Еще раз выражаем искреннюю признательность руководителя фонда поддержки Героев Советского Союза и Героем России имени генерала Евгения Николаевича Кочешкова, оказавшему нам материальную поддержку для проведения историко-патриотической экспедиции, посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Плакат спасем ребят от немцев

Плакат спасем ребят от немцев

В автобусе делимся впечатлениями об увиденном в Лименде. Много интересного рассказал нам начальник Котласского речного училища Э.А.Брессель. Всего один факт. Четырех Героев Советского Союза дала рабочая Лименда. Один из них – бывший студент речного училища, летчик, полковник А.Мелентьев. Это мастер Лимендской лесобазы З.И.Вяткин, его имя носит одна из улиц поселка речников;  столяр Лимендского судостроительно-судоремонтного завода, старший сержант В.А.Харченко; литейщик завода майор А.М.Меркушев, которому 5 июля в Лименде открыт памятник. В первые месяцы  войны в Котласе было размещено два госпиталя, организован подвижный госпиталь на пароходе «Н.Гоголь». Сюда поступил на излечение 1081 раненный и больной, из них 75% вернулись в строй. За все время работы госпиталей в них умерло 50 человек. Все они похоронены на кладбище «Макариха», которое мы в это время проезжаем на автобусе. В начале июля 1941 года в Котласе было сформировано народное ополчение, в которое записалось более двух тысяч добровольцев. Таким предстал перед нами город-труженик, город – воин Котлас.

Обновленная и принаряженная Привокзальная площадь железнодорожного вокзала станции «Котлас-Южный».

Обновленная и принаряженная Привокзальная площадь железнодорожного вокзала станции «Котлас-Южный».

Наш автобус остановился на Привокзальной площади у железнодорожного вокзала станции «Котлас-Южный». В центре ее памятник В.И.Ленину, который торжественно открыт 23 августа 1958 года. Сегодня площадь преобразилась, выглядит современно. Здесь появился автовокзал, торговые павильоны. Все это вызвано тем, что Котлас стоит на перекрестке трех дорог: водной, железнодорожной и авиалинии. Особенно оживленно на железнодорожной станции. Летом здесь с трудом можно достать билет на нужный поезд. Вот почему мы запаслись билетами на обратную дорогу в Москве. Как круто все изменило время.  В сентябре 1899 года газета «Наш край писала: «…только пару поездов, из которых один товаро-пассажирский, но пассажиров в нем редко когда наберется 1 — 1,5 вагона III класса». Каждый поезд 30 вагонов, один вагон – 750 пудов груза. Скорость поезда не превышала 12 километров в час. Машинист паровоза мог остановить состав на обед или на дозаправку дровами. Поэтому путь от Котласа до Вятки (Кирова) занимал не меньше суток».

Первый деревянный вокзал станции «Котлас».

Первый деревянный вокзал станции «Котлас».

Как пояснил писатель Н.Н.Шкаредный, город Котлас имеет три станции: Котлас-Северный, Котлас-Южный и Котлас-Узловой. Через станцию «Котлас-Узловой» идут прямым ходом, обходя город, грузовые составы с углем, нефтью, лесом и другими материалами и поезда прямого следования, которые не заходят на «Котлас-Южный». Первый железнодорожный вокзал в Котласе построен в начале XX века в связи с приходом сюда железной дороги Пермь-Вятка-Котлас. Его снимок мы видели в краеведческом музее. В его архитектурном облике просматриваются некоторые повторы стиля, в котором был построен первый деревянный речной вокзал пристани «Котлас». Новый вокзал сдан в эксплуатацию в 1958 году. В начале нынешнего века было решено поставить его на капитальный ремонт. И ремонт этот затянулся по разным причинам почти на десять лет. До ремонта вокзал имел два зала ожидания. Мы вошли в уже обновленный вокзал. Правда, зал ожидания из-за дополнительных пристроек стал темноват и тесноват. Евгений Владимирович Епихин отправился к начальнику вокзала решать вопрос, каким образом «поедут» в Москву наши байдарки. А у нас свои разговоры…

Рассказ о доме-музее Н.Г.Кузнецова в Медведках ведет Р.А. Стрельцова

Рассказ о доме-музее Н.Г.Кузнецова в Медведках ведет Р.А. Стрельцова

Здесь к нам присоединилась председатель Котласского отделения фонда имени Н.Г.Кузнецова Р.А.Стрельцова, которая знакомила нас с домом-музеем адмирала в Медведках. Римма Александровна, как она выразилась, пришла проводить нас. А пока есть время, решила заполнить его рассказом о делах штаба школьников «Товарищ», который много лет успешно работает в Котласском Доме детского творчества. Его руководители — Елена Леонидовна Чиркова и Наталья Геннадьевна Шарина – инициативные люди. Штабу присвоено имя адмирала Н.Г.Кузнецова, поэтому для нас этот рассказ — продолжение изучения наследия Наркома Военно-Морского флота СССР на котласской земле. Котлашане в 2004 году, в этой делегации была и Римма Александровна, в Москве встретилась с младшим сыном Кузнецова Владимиром Николаевичем, который работает преподавателем в школе №1465. Эта встреча была неслучайной, в школе организован музей Н.Г.Кузнецова и Тихоокеанского флота, школе присвоено имя Николая Герасимовича. В 2005 году группа членов штаба «Товарищ» побывала в Москве, состоялась встреч с Владимиром Николаевичем. С тех пор учащиеся московской школой №1465 дружат с котласским штабом школьников, принимают участие в ежегодных коммунарских сборах, которые организует и проводит штаб «Товарищ». Юных котлашан пригласили в 2010 году в столицу на открытие бюста Н.Г.Кузнецова в Западном округе, где расположена школа №1465.

Коммунарский сбор «Белые ночи – 2015» в Каменном бору

Коммунарский сбор «Белые ночи – 2015» в Каменном бору

Коммунарский сбор «Белые ночи», как и в предыдущие годы, проходил в окрестностях Котласа в местечке Каменном бору. Здесь шутят, если театр начинается с вешалки, то «Белые ночи» — со шлагбаума, а за ним – свое измерение, далекое пионерское детство с утренней зарядкой, дежурствами в столовой, песнями под гитару у костра. Мы немного завидуем нашим сверстникам из школы №1465. Вот что они написали на сайте своей школы. «11 июля учащиеся 9-11 классов, члены ДОО «Кузнецовцы», вместе с педагогами организаторами Р.А.Калялиной и Т.В.Костиковой вернулись из Котласа. Цель поездки: участие в коммунарском слете «Белые ночи – 2015». В этом году он был десятым, юбилейными. На слет приехали делегации из Нижнего Новгорода, Сыктывкара, Вычегодска, Котласа. Ребята из котласского городского штаба «Товарищ» приехали в Каменный бор 30 июня. Меньше, чем за сутки, они построили баню, столовую, оборудовали костровые поляны для каждого отряда, обустроили поляну сценой и зрительными местами, защитили ее тентами от дождя. Нашу делегацию встречали тепло и радостно, ведь многие из ребят подружились с котласским штабистами в ноябре прошлого года. 1 июля, в первый день слета, состоялись выборы в штаб сбора. Кандидатуры предлагались от каждого отряда, затем претендентам нужно было ответить не непростые вопросы  участников слета и пройти процедуру голосования. Трое из нашей команды с честью выдержали эти испытания. Это Георгий Гоголев, Дмитрий Герасимов и Полина Алехин. Наша дружба с ребятами из штаба «Товарищ» продолжается, мы ждем их в гости в октябре 2015 года, в ноябре мы планируем побывать у них в  Котласе».

Экскурсовод И.В.Перминова знакомит нас с историей создания мемориального комплекса в Котласе

Экскурсовод И.В.Перминова знакомит нас с историей создания мемориального комплекса в Котласе

Мы тоже подружились с Котласом. Председатель Котласского отделения фонда имени Н.Г.Кузнецова Римма Александровна Стрельцова и директор нашей школы Владимир Петрович Дружинин обменялись адресами, обговорили дальнейшие совместные действия и наметили встретиться в Москве в октябре 2015 года. Так еще одна ниточка дружбы свяжет столицу нашей Родины и Котлас. Римма Александровна интересно рассказывала о работе коммунарского сбора «Белые ночи – 2015» и о том, что 11 июля вместе с председателем комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации города Котласа Татьяной Алексеевной Михайловой ездили в Каменный Бор на закрытие межрегионального слета школьников, и о том, что участники высказали на прощание всего одно пожелание: «Мы вернемся сюда, Котлас!» Нам тоже хотелось бы этими словами закончить свой путевой дневник, но, наверное, не получится. Туристы всегда ищут новые маршруты и неизведанные тропы. Такова учесть первооткрывателей. Прибыл наш поезд «Воркута-Москва» и мы идем занимать свои места в вагоне. В 19.49 состав отойдет от станции «Котлас-Южный». Спасибо тебе, Котлас, за теплый прием. Ждем наших котласских друзей в нашей  школе.

Обработку походного дневника участников водного туристического маршрута Лодейно-Котлас московской школы №709 и литературную запись выполнил

 Николай Шкаредный, член Международной ассоциации писателей.