Мастер спорта, мастер кисти

На эти картины хочется смотреть и смотреть.

Неяркие, неброские, но очень точно написанные пейзажи заставляют снова и снова возвращаться к ним. Какая удивительная гамма пастельных красок, какая причудливая игра света и тени, какой почти осязаемый воздух – и точность в мельчайших деталях!

Что-то очень родное и близкое, узнаваемое есть в этих запечатленных уголках природы. Половодье. Деревья в пестром осеннем убранстве. Река в тумане перед ледоставом. Тропинка через поляну к лесной опушке. Заснеженные ели.

Живопись Сергея Краева

Первая картина

Живопись Сергея Краева

Зима

Живопись Сергея Краева

Утро

Живопись Сергея Краева

Стог

Живопись Сергея Краева

Снова осень

Живопись Сергея Краева

Скоро весна

Живопись Сергея Краева

Бежит река

Живопись Сергея Краева

Половодье

Живопись Сергея Краева

Перед ледоставом

Живопись Сергея Краева

Лес

Живопись Сергея Краева

Ледоход

Живопись Сергея Краева

Горные склоны

Живопись Сергея Краева

Ёлка

Живопись Сергея Краева

Дубки

Всего Сергеем Яковлевичем Краевым написано более трех тысяч картин. И сегодня мы хотим представить художника нашим читателям. Потому что родился и рос он на опаринской земле, в поселке Лесорубовский, которого сегодня нет уже на карте района.

Родители работали в Опаринском леспромхозе: отец Яков Наумович – вальщиком леса, мать Клавдия Акимовна – сучкорубом.

Сергей – выпускник 1971 года Опаринской восьмилетней школы. Жил в интернате. После школы проступил в ГПТУ-16 г. Кирова, где получил специальность токаря. 1973 – 1975 годы – служба в пограничных войсках. После армии уехал в Кирово-Чепецк и устроился по специальности на химкомбинат.

Именно там начал заниматься тяжелой атлетикой. Если перелистать старые подшивки «Кировской правды» с 1977 по 1980 годы, на последней странице в рубрике «Спорт» имя Сергея Краева можно встретить довольно часто. На его счету – победы на чемпионатах и даже рекорды.

Живопись Сергея Краева

На соревнованиях в Архангельске его увидел тренер из Рязани и предложил переехать в этот город, где была прекрасная спортивная база для подготовки спортсменов высокого уровня.

Там, в Рязани, в 1983 году Сергей выполнил норматив мастера спорта СССР по тяжелой атлетике. Он мечтал о соревнованиях международных, целенаправленно к этому шел и вплотную приблизился к результатам норматива мастера спорта международного класса.

Живопись Сергея Краева

Но большой спорт пришлось оставить из-за проблем со здоровьем. Хотя личные достижения – рекорды Рязанской и Кировской областей, второе место в чемпионате Центрального совета по физической культуре и спорту СССР – никуда не делись.

Живопись Сергея Краева

Сергей Яковлевич и сейчас занимается тяжелой атлетикой – конечно, не столь интенсивно, а чтобы не терять форму. И охотно передает накопленный опыт начинающим спортсменам.

В 30 лет – состоявшийся мастер спорта и… начинающий художник. Разве так бывает? Откуда пришло желание взять в руки кисть и встать к мольберту? Ведь специально рисовать он не учился.

Живопись Сергея Краева

«Такое желание, вернее, уверенность в том, что я смогу, пришло неожиданно. Видимо, внутренне я чувствовал, что есть у меня способности. Или Бог дал толчок к этому. Самым первым стал сюжет с березой на переднем плане и редкими проталинами на снегу. С этой картиной я пришел в областной клуб любителей живописи, куда сразу и был принят».

«На Ваших картинах – природа Опаринского района или просто очень похожая на нашу?»

«Я очень люблю природу во все времена года. Желание писать картины – из детства. Пусть я давно не живу в Опаринском районе, но помню лес, который вплотную подступал к нашему дому в Лесорубовском, его дыхание и красоту. Запах хвои, цветущих трав, сенокосов, речной свежести, кажется, ощущаю до сих пор. Я не был охотником или рыбаком, но очень любил гулять, ходить за грибами и ягодами и впитывал в себя краски, звуки, запахи… Но и рязанские мотивы присутствуют – это поля, просторы. Если пейзажи отражают Кировскую область, то они написаны по памяти. Рязанские – на пленэре, с натуры».

«Более 3000 картин. Все они – пейзажи или есть сюжетные, портретные работы, натюрморты?»

«В 90-е годы был буквально бум на произведения живописи — люди снимали ковры и вешали на стены картины. В основном спросом пользовались пейзажи, которых мне заказывали очень много. Их главным образом писал и пишу. Небольшое количество составляют натюрморты. Очень нравится писать на фантастические темы — космические пейзажи и планеты. Но это пока наброски и сюжетные зарисовки».

«Есть ли любимые художники?»

«Мой кумир – Иван Шишкин. Очень нравится Федор Васильев».

«В какой технике предпочитаете работать?»

«Пишу масляными красками, но чаще вместо холста использую оргалит. Это синтетический материал из смеси измельченной в опилки древесины и клея. В итоге получается плоский лист или плита.

Хорошо подготовленный оргалит не хуже, чем холст. Письмо отличается тем, что холст пружинит, мазки наносят плотнее. А на оргалите можно лучше растирать краску, делать более плавные переходы».

«У Вас были персональные выставки?»

«Пишу более двадцати лет, но выставлялся очень редко. Единственная постоянная выставка в Рязани – это в 11-й школе, которую закончила моя дочь. Там находится 30 картин. Другие – в частных коллекциях и за рубежом. Договор на продажу картин заключен с профессиональным художественным салоном Рязанского дома художника и Лавкой художника».

«Остались ли родные в Опарино? Сколь часто бываете на малой родине и что думаете о ее горькой судьбе?»

«В Опарино живут племянники Юра, Валя и Сергей. Очень жаль, что я по разным причинам не был в Опарино 21 год. Но постараюсь это упущение исправить.

Жаль конечно что разваливается леспромхоз, зарастает узкоколейка . И рабочих мест всё меньше. Но надежда есть, что всё вернется и и всё восстановится. Лесная промышленность все равно будет востребована государством»

«Земляков не хотели бы познакомить со своим творчеством?»

«Есть такие мысли и есть настроение организовать персональную выставку в Опарино. Но это – не раньше следующего лета».