Ликвидация безграмотности (ликбез)

Одной из первых и трудных задач культурной революции Советской власти являлась ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. О введении всеобщего начального четырехклассного образования в Альмеже в годы первой пятилетки (1928 — 1932 годы) мы уже говорили.

Почему обучение взрослого населения — задача сложная? Введение начального образования для детей намного проще — всех детей, достигших 8 лет, — в первый класс. Найти подходящее помещение, вплоть до крестьянской избы, занести парты — и процесс обучения пошёл под руководством учителя. Учебники, тетради, помощь малообеспеченным — это всё решится в ходе учебного года. Вспомните, как в течение нескольких дней открыли русскую школу в Альмеже. Взрослый же работает целый день, а у некоторых работа изнурительная, и после работы ещё нужно садиться за парту, учить буквы, складывать слоги, читать «Ма-ша», «Ра-ма». Легче это организовать в городах, в посёлках, а в Альмежском сельсовете — хутора. Как и где собрать людей, где посадить? Организацию обучения неграмотных было легче наладить в посёлках спецпереселенцев, высланных на Север. Комендант отвечал за это, и понимаете, что ждало человека, если он не посетит занятия. И там боролись с неграмотностью.

По переписи населения России в 1897 году неграмотных было 73%, в национальных районах — до 99%. В.И.Ленин в 1913 году писал: «Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». Не лучше с грамотностью было и в Вятской, и в Вологодской губерниях. Работали церковно-приходские школы, которые давали прочные начальные знания, вплоть до закона божьего. Но охват детей этими школами был незначителен, да и многие родители не пускали детей в школу — не хотели терять рабочие руки. Больше грамотных было в городах и промышленных посёлках.

И хочется напомнить вятским такой эпизод. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Вятская губерния была награждена Золотой медалью за постановку народного образования — есть чем гордиться. Наградили за постановку народного образования, а не за массовый охват населения учёбой. К 1917 году процент грамотных почти не изменился. Вот такое наследие получила Советская власть от царской России в области образования. И находятся люди, которые жалеют о том периоде. Даже царя Николая II вознесли в сан святых, хотя он совершил много преступлений против своего народа.

Идёт гражданская война — всё для победы над белогвардейцами. И всё же Советская власть не забывает о борьбе с неграмотностью. 30 декабря 1919 года В.И.Ленин подписывает декрет «О ликвидации безграмотности населения РСФСР». Граждане от 8 лет до 50 обязаны учиться. Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые страны.

В 1920 была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе (Народный Комиссариат Просвещения). В этом же году было издано 6000000 букварей для взрослых, хотя шла гражданская война, страшная разруха, страшная бедность. Эта грандиозная задача могла быть решена только при активном участии широчайших масс грамотного населения. Значительную помощь оказали кооперативные организации, которые привлекали грамотных, организовывая для них различные курсы, финансируя эти мероприятия. Выписывали газеты и передавали их в избы-читальни.

В 1923 году в стране организуется добровольное общество «Долой неграмотность». В 1924 году такое общество было создано и в Опаринском районе. Инспектором по ликбезу был назначен М. В. Коврижных, а В. М. Тропинин — политпросветорганизатором.

В 1924 году в Северо — Двинской губернии было более 90000 неграмотных. Губернский Совет на своём заседании решил ускорить работу по ликвидации неграмотности среди населения и решить эту задачу к 1927 году — к десятилетию Великой Октябрьской Социалистической революции. На решение этой задачи в течение четырех лет выделялось 300000 рублей — деньги немалые в то время. Был произведён пересмотр педагогического персонала в губернии в количестве 1174 человека, из них оказались пригодными — 427, условно пригодными — 615, непригодными — 132. В период борьбы за всеобщую грамотность уволить 132 учителя-профессионала — что-то неразумно. Не верится, что все они морально разложились — всё же учителя.

Учителя тех времён были интеллигенты с большой буквы. Более вероятно, что губернские власти проявили революционную бдительность — убрали учителей — выходцев из нетрудовых слоёв. И вот, наверное, педагога- профессионала объявляют непригодным только потому, что он сын купца или бывшего жандарма, или священника. И это в период, когда кооперативы искали и привлекали грамотных (фельдшеров, избачей, студентов, старшеклассников) к обучению неграмотных. Разве могли эти «учителя» лучше и быстрее научить грамоте, чем профессионалы? Наверно, губернские власти боялись, что уволенные учителя будут вести контрреволюционную пропаганду среди взрослых-неграмотных во время изучения азбуки и арифметических действий. Да, и такое было.

Чем закончилась четырёхлетняя программа, мне неизвестно. Может, часть денег израсходовали, как сейчас говорят, не по назначению, но уж точно не разворовали — время было не то. А отчёты о проделанной работе в губернии, в районе, может, пылятся где-то в архивах.

По переписи населения в СССР в 1926 году доля грамотного населения выросла вдвое и составила 60,9%. Если не считать годы гражданской войны, голодный 1921 год, Советская власть за пять лет добилась огромных успехов в деле ликвидации безграмотности и малограмотности среди населения. Это ли не подвиг советского народа?

Но и этих успехов было недостаточно. И когда партия большевиков взяла курс на строительство основ социализма в годы первой пятилетки, задача окончательной ликвидации неграмотности и малограмотности населения опять стала важнейшей. На XVI съезде ВКП(б) — Всесоюзной Коммунистической партии(большевиков) в 1930 году было определено: «Проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидация неграмотности должны стать боевой задачей партии в ближайшие годы».

12 сентября этого же года было принято постановление ВЦИК (Всесоюзного Центрального исполнительного комитета) и СНК(Совета народных Комиссаров- правительства) о создании Центрального штаба ликбезпохода. В этом же году при местных Советах были созданы комиссии по ликвидации неграмотности — ликбезы. Активизировало работу общество «Долой неграмотность», численность которого вскоре достигла более 5000000 человек. Комсомол, профсоюзы выделили сотни тысяч своих членов для обучения неграмотных и малограмотных.

В марте 1930 года в Северо-Двинской губернии была проведена перепись неграмотного и малограмотного населения. Огромную работу провели комсомольцы по выявлению грамотности населении — создавались бригады, совершались рейды. При подведении итогов указывалось, что менее успешно учёт неграмотных проведён в Опаринском районе — 95,9%, в Подосиновском — 95,1%, в возрасте от12 до 49 лет. Дальше указывалось, что меньше всего неграмотных в Опаринском районе — 23,9%, а в таких районах, как Велико-Устюгский и Никольский — соответственно 25,1% и 28%. Что-то не верится — жители этих районов уже давно были втянуты в торгово- промышленные отношения, и грамотных там всегда было больше. Всего неграмотных в нашем районе насчитали 4038, а малограмотных — 2394 человек.

Автор: Юрий Холопов