Кто мы – вятичи или двиняне?

Когда начинал писать историю Альмежа, строительства железной дороги Пермь – Котлас, я вскользь упомянул об оживлённом торговом пути, который проходил по рекам Моломе, Кае, Югу, от Вятки до Устюга и далее по Северной Двине. И этот путь был востребован до окончания строительства железной дороги в северной части Нижне – Волмангской потом Опаринской волости. Когда появились села Красное, Шабурская, Волманги, Паломицы, Лодейно, мне неизвестно, может, местным краеведам это известно – сообщите, пожалуйста. Заселение этих мест проходило примерно с 13 века двумя путями — из Вятки, Котельнича по реке Молома, а с запада — из Великого Новгорода и Устюга по реке Юг.

Вятские ушкуйники (разбойники) неоднократно ходили походом на Устюг, земли Московского княжества – пограбить богатый город. Походы эти сопровождались большой жестокостью. Но и устюжане ходили на Вятку – отомстить, наказать за такие набеги. Так что отношения были всякие. В 1391 году устюжане приходили в Вятку, чтобы помочь в борьбе с татарами. Главное – как пробирались по нашим дремучим лесам – по Моломе, по её притоку — Кае, волоком в реку Юг. Кто когда проложил этот путь, так и останется тайной. Со временем и дороги более прямые появились – на Лодейно. Более вероятно, уже в это время стали возникать первые поселения по этому пути. И такие грабительские походы на Устюг совершались до присоединения Вятки к Московскому княжеству при Иване III в 1489 году.

В XV веке немало зла сотворили вятичи Московскому княжеству. Но в 1471 году спасли Москву от разорения татар. Московский Великий князь Иван III с войском отправился подчинять Великий Новгород, бояре которого хотели переметнуться в княжество Литовское. Москва осталась незащищённой. Хан Золотой Орды воспользовался этим и направился с ордой к Москве, но не дошёл. Вятичи под командованием воеводы Кости Юрьева спустились на баркасах вниз по реке Вятке, потом по Каме, Волге и напали на столицу Золотой орды город Сараев. Разграбили город, захватили знатных пленных и жён хана и обратно уплыли. Погнался за ними хан с войском, но не догнал. Так Москва была спасена от разорения. Устюжская летопись так описывает это событие: «В лето 6979 (1471году) идоша Вятчане Камою на низ в Волгу на судах и шедшее взяша град царёв Сарай на Волзе, и множество татар изсекоша, жёны их и дети в полон поймаше, и множество полону вземше возвратишася. Татарове же Казанские перенявше их на Волзе, Вятчане же бившеся с ними проидоша здравы со всем полоном». Ай да вятские – робята хватские – не замай наших.

Вот так вятичи помогли Ивану III, хотя отказывались ему подчиняться, совершали набеги на московские земли. В 1486 году вятичи по зимнему пути разграбили три ближайшие к Устюгу волости, весной осадили город Осиновец (Подосиновец), но не сумели его взять. Их воевода Костя Юрьев перешёл на сторону Московского княжества. В 1588 году двое московских воевод с войском стояли на охране по реке Юг. И, наконец, терпение Ивана III кончилось – все удельные княжества были присоединены — только Вятка не подчинялась.

В августе 1489 года московская рать подошла к Вятке, по рекам Югу, Моломе подошли ополчения с берегов Сухоны, Северной Двины, Юга. Сдались вятичи – выдали трёх своих атаманов, которых казнили в Москве. 1 октября этого же года все более знатные люди с жёнами и детьми были отправлены в Москву через Устюг – там их расселили по городам. И такое огромное количество людей проходило по территории современных районов – Опаринскому и Подосиновскому – это более 500 лет назад. А что же с дорогами? Кто их прокладывал. Наверное, уже и деревеньки были.

Всё – вятичи больше не совершали грабительских походов на двинские земли. По приказу царя Ивана III из Устюга отправили переселенцев в Вятку, чтобы была опора московской власти в непослушном регионе. Переселенцы в основном из Дымковской слободы Устюга, и в Вятке они поселились на другом берегу реки Вятки – так возникла и на вятской земле Дымковская слобода, которая прославилась своим замечательным промыслом – дымковской игрушкой.

В 1542 году возле Котельнича был разбит отряд казанских татар, численностью более 4 тысяч, который возвращался вдоль Моломы из набега на земли Устюга, где разграбил несколько окрестных сёл. Но Устюг взять не смогли. Этой конной массе нужна была дорога? Значит — была, уже существовала в таёжном краю.

В 1609 году вятские ратные люди в количестве 1000 человек отправились через Устюг изгонять завоевателей – ляхов – шли известным путём, на Подосиновец, на Устюг.

Кто мы – вятичи или двиняне?

Пунктиром отмечен примерный путь возле Моломы.

В XYII веке начинается активная торговля вятских купцов с Устюгом, позднее и с Архангельском .7 февраля 1634 года в Устюг из Хлынова ( Вятки) приехал купец Кибишев на трёх лошадях и привёз льняное и конопляное семя, 9 пудов воску (1 пуд чуть больше 16 кг) — всего на 65 рублей – так было записано в таможенной книге Устюга. 24 февраля Ф. Апышев на трёх лошадях привёз 21 пуд воска, 13 пудов мёда, 6 мехов беличьих, три фунта шёлка ряжского. – всего на 160 рублей. 3 декабря купец Степан Давыдов привёз 55 пудов мёду. И в Хлынов ехали купцы с товаром из Устюга и даже их Холмогор – эти больше летом передвигались на лодках по рекам.

Стоит привести интересный факт из документа таможни. «22сентября 1646 года 8 вятчан с товаром ехали к Вятке в трёх крытых лодках, на которых было 19 рабочих и кормщик. В тот же день вятчане Ермолай Моисеев и Денис Ларионов пошли к Вятке от Архангельска с товарной кладью на дощанике длиной 15 сажен — более 30 метров, рабочих с ними было 20 человек. Из Устюга к дощанику они взяли ещё две лодки. 27 апреля 1654 года из Вятки в Холмогоры на барже привезли хлеб государственной закупки, который из Поволжья зимой складировался в Вятке, а весной его везли на Север. Длина баржи 14 сажен, ширина — 5 (сажень – 2,16 метра), на ней было 30 человек» — из таможенной книги города Устюг. Рабочие были нужны для перетаскивания лодок волоком из притока Моломы в реку Юг. Пофантазируйте, представьте, как люди 350 лет назад в лодках с грузом летом, а зимой в санях двигались в разных направлениях. Впечатляет?

В 1662 году в деревне Нижний Починок была построена Никольская церковь – значит, уже по этому пути были деревни, постоялые дворы, кузницы — жизнь кипела.

Кто мы – вятичи или двиняне?

В начале XYIII века из Вятки в Архангельск прошла масса людей и провезли тысячи пудов груза. Россия вела войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Единственным выходом к морю был Архангельск, через который торговали с Европой. У Швеции в тот период был один из сильнейших флотов Европы. Петр I боялся за безопасность Архангельска и решил срочно укрепить город – его стены. По всем близлежащим городам были даны задания. Вятка должна была прислать 1999 работных людей с кирками, заступами, лопатами и со всяким запасом и 982 лошади. Не всё получилось, как хотел император. 284 человека дорогой исчезли, а 121 работник уже из Архангельска сбежали. Петр Алексеевич в своём стиле наказал пойманных – каждого четвёртого по жребию повесили, остальных били кнутом, а затем их с жёнами и детьми отправили на поселение в крепость Азов – недавно отвоёванный у турок.

В октябре 1702 года вятичам дали новое задание – построить 209 сажен городской стены Архангельска, потом ещё добавили и всего около 500 метров. Из Вятки должны были доставить строительный материал — 50035 тёсаных камней, 1033 сажен бутового камня, 5205 бочек извести, 587 связочного железа и 337230 штук кирпича. И весной в апреле такое количество строительного материала было перевезено по рекам Моломе, Югу, Северной Двине. Каменщики и кузнецы уехали по зимнему пути. Такое количество груза возили по нашим рекам. Восхищает! Честь и хвала нашим предкам.

Кто мы – вятичи или двиняне?

Ещё интереснее. В начале 19 века торговый путь вдоль реки Моломы оказался тесен. Нашли другой — по реке Лузе. Товары отправлялись обычно зимой, складировались у устья реки, а весной на барках сплавлялись по реке. Купец Клепиков так писал об этом сплаве: «Луза – река лесная, неширокая, с крутыми берегами. Весной берега подмывает, и лес сваливается в реку. Вследствие этого много барок убивалось, много также страдали они от подводных камней и крутых поворотов этой реки», — из книги Луппова. Вследствие этих опасностей перевозка товаров становилась значительно дороже. Откуда брались барки? Вероятно, весной барки из реки Моломы по её притоку — Кузюк доставлялись в верховья этой реки, потом волоком перетаскивались в реку Луза, здесь загружались, и барки плыли до реки Юг и дальше. Этот же Клепиков признаёт, что этот путь был связан с большим риском, да и протяжённость этого пути по Лузе равнялся 350 вёрст (1 верста больше километра.) — значительно больше, чем вдоль реки Моломы. Немногие купцы рисковали передвигаться этим путём. И это происходило недалеко от нынешнего Опарино. А я считал, что до строительства железной дороги тут был дикий медвежий край, куда не ступала нога человека.

Про все торговые обороты не расскажешь, да и не к чему. Наиболее плодотворным торговым годом был 1872 год, когда из Вятки в Архангельск было отправлено 1005000 пудов товаров – ржи 600000 пудов, ржаной муки 200000, льна 80000 и кудели 125000.Вот это размах – перевезти столько груза по необорудованному торговому пути. По Волге, по Каме уже ходили пароходы, и грузопоток постепенно перемещался туда. И только с постройкой железной дороги Пермь – Котлас в 1998 году грузопоток в Архангельск увеличился. И постепенно старинный путь по рекам Моломе, Югу был забыт.

В начале 20 века в Подосиновском городском училище учился Иван Подволоцкий, родом из села Нижняя Паломица. Наверное, не один он там учился – значит, сообщение по дорогам было. Но постепенно этот край стал приходить в упадок. И завершилось это уже после Великой Отечественной войны. Вся основная хозяйственная жизнь передвинулась к железной дороге, так было и с деревнями Подосиновского района по реке Юг.

И немного из истории Великого Устюга. Два города в истории России назывались Великими – Новгород и Устюг. Устюг был построен на месте впадения реки Юг в Сухону, впоследствии на очень выгодном торговом пути. По Сухоне из Вологды везли товары. Из Вятки тоже. И город богател. Особенно после начала торговли с Англией при Иване Грозном. Через Устюг проходил водный путь в Сибирь — по рекам Югу, Лузе, притоку Лузы – Лале, затем волоком до Кайгорода на Каме, по Каме, её притокам к Уральскому хребту. Ещё раньше по этому пути устюжские ратники присоединили к Московскому княжеству Пермь Великую. Только в XY веке устюжане по заданию Московских князей совершили 16 походов, особенно при Иване III.

В то время как из Устюга рать за ратью уходила в военные походы, сам город частенько подвергался опасностям. О богатстве города говорит такой факт – в начале XYII века в Устюге было 28 храмов. В начале этого же века устюжский крестьянин Ждан, его сын Шумило были первыми часовщиками, установившими часы – куранты на Спасской башне московского Кремля. Подобные часы были установлены и в Устюге. В этом же веке уходили открыватели сибирских просторов. Устюжанин Семён Дежнёв с товарищами дошёл до пролива, отделяющего Сибирь от Америки. В честь него есть на карте мыс Дежнёва. Он с Поповым раньше Беринга на 80 лет открыл пролив. Другой уроженец устюжского уезда Ерофей Хабаров открыл кратчайший путь из Якутска к Амуру. В честь него есть город Хабаровск, есть железнодорожная станция – Ерофей Павлович. Уроженец Великого Устюга Владимир Атласов прошёл Камчатку с севера на юг, описал жизнь и быт местных жителей. После этой экспедиции Камчатка стала частью русского государства. Он же дал первые сведения о Курилах, Японии. В освоении Алеутских островов большая заслуга принадлежит устюжанину Василию Шилову. Освоение Аляски принадлежит Российско – американской компании, директором которой был великоустюжский купец Михаил Булдаков. Так что устюжане много славных страниц вписали в историю России. Ну как не гордиться делами устюжских первооткрывателей, а это же двиняне.

Не знаю, как Вас, читатель, но меня поражает могучая жизненная сила в наших предках – земляках. Борьба за жизненное обеспечение в суровых климатических условиях и породила её. За каких – то сто лет было освоено огромное пространство от Урала до Америки. Курилы были под боком японцев, но там первыми появились русские. В Северной Америке в районе нынешней Калифорнии русские основали форт Росс. В отличие от американцев русские не уничтожали местное население, а помогали, передавали навыки хозяйствования. И сейчас в Сибири и на дальнем Востоке живут и здравствуют малые народы, а американцы уничтожили целые племена индейцев – как и сейчас внедряли свою «демократию».

В январе 1941 года три района – Лузский, Опаринский и Подосиновский были переданы из Ахангельской области в состав Кировской. В моём паспорте такая запись о месте рождения: село Шадрино Опаринского района Архангельской области.

Так кто мы – вятичи или устюжане – двиняне?

Кто заинтересовался данной темой предлагаю найти и прочитать небольшую книжечку А.В.Эммаусского «Очерки истории Вятской земли в XYI – начало XYII в.» Так же при написании статьи использована литература: П.Н. Луппов «История города Вятки», Н. Батаков, Е. Мансветова «Великий Устюг».

И в заключение познакомлю с предметами быта, изготовленными из берёзовой коры, какими пользовались наши предки.

Бурак. Из берёзовой коры изготовлялись ёмкости для любой жидкости, разных объёмов. Этот ведёрный.

Емкость под сыпучие продукты.

Кто мы – вятичи или двиняне?

Пестерь – изготовлялись из берёзового лыка емкостью от одного ведра и до пяти. Ни грибы, ни ягоды в нём не мнутся.

Кто мы – вятичи или двиняне?

Лапти. Обувь для зимней поры, одевались на портянки (онучи) с шерстяными носками. Катали валенки, шили сапоги – так что носили не только лапти — (информация для молодёжи). Если пляски были в другой деревне, девки (в старые времена это слово было положительное) шли в лаптях, а перед деревней переобувались – одевали ботинки. Парни на пляски ходили в сапогах.

Кто мы – вятичи или двиняне?

Лапти с кочетыгом.

Ступни — босяки. Летняя обувь – удобна на сенокосе и при ходьбе по лесу. Замечательное свойство берёзовой коры – отдавать тепло. В 70 – е годы привозил ступни в Крым и пользовался ими как домашними тапками – грели ноги при наших бетонных полах.

Кто мы – вятичи или двиняне?

то мы – вятичи или двиняне?

Кочедык — инструмент, с помощью которого изготовлялись предметы быта из берёзового лыка.

Кто мы – вятичи или двиняне?

Плелись и другие предметы из берёзового лыка. Жизнь заставила совершенствоваться в изготовлении их для хозяйственной жизни. А сколько изготовлялось из древесины? Наверное, перечислить невозможно.

Ю. Холопов.