Крестный ход глазами паломника. Часть 2

В Монастырском был когда-то монастырь (отсюда и название), сейчас его нет, но поставлена небольшая часовня в том месте, куда прибывает крестный ход, и далее паломники расходятся на ночлег. Здесь невдалеке поставлены многоместные армейские палатки и палатки с надписью «Великорецкий крестный ход». А уж вокруг вскоре вырастает немереное количество одно- , двух- и четырехместных палаток разного цвета и конфигурации.

Великорецкий  крестный  ход

А мне куда деваться с промокшим спальным мешком и всем остальным в таком состоянии? Думаю, что помог святитель Николай. Встретил у лесопильного цеха одного человека, по виду местного. Он оказался сторожем этого цеха и разместил меня в своей сторожке, напоил чаем, развесил для сушки мой спальный мешок. В эту ночь я неплохо отдохнул. Конечно же, за такое гостеприимство я его отблагодарил.

Великорецкий  крестный  ход

Далее опять выход в 3 часа утра на пути к бывшему с. Гороховое. Сначала идем по асфальтовой дороге, а затем по глинистой, которая в этом году оказалась сухой. В прежние годы бывало, что после дождей дорога сильно намокала, и на ноги столько налипало глины, что с трудом приходилось поднимать ноги. В бывшем некогда селе Гороховом стоит большая, уже почти отреставрированная снаружи церковь. Она видна яркими своими куполами, наверное, километров за пять.

Великорецкий  крестный  ход

А при подходе встречает колокольным звоном. От села осталась одна небольшая поляна. На месте святого источника выстроена часовня и две купели: одна для женского пола, вторая — для мужского, куда сразу же по приходу выстраиваются очереди. Молебны с так называемым акафистом служатся в храме и у источника.

Великорецкий  крестный  ход

Если кратко пояснить, то акафист или акафистное пение — это гимн святому. В данном случае в храме служат святителю Николаю, а на источнике — в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь которой и назван храм на этом месте. По-моему, нет ни одного верующего православного христианина, который бы не любил это замечательное церковное песнопение.

Великорецкий  крестный  ход

Вокруг лес, светит солнце, тепло, масса народу, исполнение акафиста — все это трудно описать! Правильно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В прежние годы, как мне отложилось в памяти, именно перед Гороховым всегда бывает дождь. И этот год оказался не исключением. Перед самым выходом в дальнейший путь поднялся сильный ветер, загремел гром и пошел дождь. Удалось спрятаться в храме. Но дождь оказался непродолжительным.

Великорецкий  крестный  ход

Я упомянул про молебен. На самом деле, все переходы от привала до привала сопровождаются пением певчих, т. е. исполнением этого молебна. Конечно же, песнопения его слышат первые ряды. Но молебное песнопение распространяется на всех идущих в крестном ходу. И мне кажется, что наибольшую нагрузку из всех участников крестного хода испытывают именно певчие. Даже те мужчины, которые несут икону святителя Николая, менее нагружены, так как они сменяют друг друга на каждом привале.

Великорецкий  крестный  ход

За Гороховым участок дороги несколько труднопроходим, но вскоре он заканчивается, и идти становится легче. И уже настрой на то, что вскоре увидим Великорецкое. Но до него еще два привала, оба у заброшенных деревень, где и домов-то совершенно не осталось, даже и разрушенных. Нет, стоит все-таки один дом, некогда добротный (так как каменное основание), как напоминание вот о чем. Некогда (а это было в годы гонений на церковь и запрета крестного хода) в этом доме жил человек, у него было двое сыновей. На протяжении многих лет, как только появятся участники крестного хода (а их было совсем немного, и в основном пожилые женщины), этот человек сообщал по телефону, что такое-то количество людей прошло мимо его дома и в такое-то время.

Великорецкий  крестный  ход

Ну, а в Великорецком их уже поджидали, сажали в машины и отвозили на некоторое расстояние назад, тем самым не давая дойти до того святого места, где явилась чудотворная икона святителя Николая. И что же случилось с этим человеком? Очевидцы рассказывают, что он умирал в страшных муках. А из сыновей один закончил свою жизнь в тюрьме, второго тоже постигла печальная участь. Об этом я слышал и ранее, но в этот раз то же самое повторил один священник для паломников, которые, как и я, остановились на привал возле этого дома. Вот к чему приводит святотатство.

Великорецкий  крестный  ход

А сейчас хочется несколько слов сказать не о святотатстве, но об отторжении веры или, во всяком случае, о том, как людям предоставляется возможность узнать об этой вере что-то и они не хотят этого принять. А речь идет вот о чем. В дороге с о. Виктором Коневым мы о многом беседовали. И он мне рассказал, что был в Опаринской школе на родительском собрании, когда решался вопрос, какой модуль из двух выбрать ученикам вводимого с этого года для пятиклассников курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) или «Основы православной культуры», или «Основы светской этики». Выбрали последний. Конечно, о. Виктор был расстроен. Даже один из родителей, когда о. Виктор выступал, одернул его словами, мол, выступайте по существу. А родители учеников из Маромицы выбрали первый модуль. Как тут не вспомнить библейскую поговорку: «Без чести пророк в своём отечестве».

Великорецкий  крестный  ход

Крестный ход глазами паломника . Часть 1-я

Василий Графов, фото автора.
г. Санкт-Петеробург.

Продолжение следует…