Из истории школ Альмежского сельского Совета

Ещё одно постановление приняло Правительство СССР в 1943 году. Накануне войны среди чиновников от просвещения витала идея о введении раздельного обучения мальчиков и девочек, как в дореволюционной России. Помешала война. И только в 1943 году решили ввести это новшество. Введение раздельного обучения обосновывали тем, что «необходимо учитывать должным образом физическое развитие мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду и практической деятельности и обеспечить требуемую дисциплину учащихся». (С последним позволю не согласиться. 40 лет проработал в школе и заявляю, что совместное обучение дисциплинирует ребят, не говоря о девочках). Раздельное обучение вводилось с 5 класса в 77 городах, а в 1944 году — ещё в 69.

Сторонники раздельного обучения — врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: «Мальчики и девочки развиваются не одинаково, у них разные интересы, игры, пристрастия. Учить их лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию воспитания» В мужских школах педагогический коллектив — только из мужчин, а в женских – из женщин. Идёт война, и такие «важные» преобразования в народном просвещении. Где найти учителей-мужчин? Текучесть кадров была большая, особенно в школах для мальчиков Трудно было с дисциплиной. Оно и понятно – «вольницу» военных лет трудно было успокаивать. У нас не в США – телесные наказания запрещены. В годы войны такое «важное» преобразование провели. Может потому, что Сталин перед войной об этом говорил. Оказывается, уровень образования в раздельных школах оказался выше, чем в совместных. В 1952 — 53 учебном году в мужских школах медалистов было 11,6 %, в женских — 10,5 %, а в школах совместного обучения – 4, 4 %. И всё же в 1954 году школы объединили — эксперимент закончился.

Интересное Постановление 1942 года Министерства просвещения РСФСР, которым вводилось обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике. Наверное, единственная буква русского алфавита выдержала такие перипетии. Немного истории. В 1783 году на заседании Академии Российской словесности под председательством Президента Российской Академии наук княгини Е. Дашковой было предложено, звук «ио» заменить одной буквой «ё». В царской России букву «ё» употребляли до 1917 года. И сейчас учёные мужи и чиновники обсуждают – быть или не быть букве «ё». Необязательность употребления этой буквы ведёт к ошибочным прочтениям: «заём — заем», «слёз- слез», «осёл — осел», «все поём или всё поем». Перефразируя слова одной песни, осталось только сказать: «Ну, как на свете без буквы «ё» прожить?»

В 1944-45 учебном году в школах ввели выпускные экзамены на аттестат зрелости. Лучшие выпускники награждались золотыми или серебряными медалями. До этого выдавали свидетельства об окончании 4, 7, 10 классов. В начале 60-х годов отменили переводные экзамены в 4, 5, 6, 7, 9 классах. А нашему поколению пришлось сдавать экзамены каждый год, начиная с 4 класса. В 1957 году отменили плату за обучение в 8, 9, 10 классах. Не платили за обучение в старших классах дети, отцы которых погибли на войне. В 1945 году появилось Постановление правительства о материальном поощрении лучших учеников, но это было недолго. В 1949 году вводится всеобщее обязательное 7-летнее образование, а в 1958 году — восьмилетнее.

Вам, читатели, судить о решениях Министерства просвещения. Хотя и трудно, но учебный процесс в годы войны шёл, а это главное.

Ю. Холопов