История Альмежа (развитие лесной промышленности)

В прошлой статье были такие строки: «В Опаринском лесопункте опробовали использовать автомобильный двигатель вместо лошади при вывозке по круглобалочной дороге — декавильке. Каков результат?» Удалось узнать из «Опаринской искры» за 25 апреля 1941 года о результатах вывозки леса мотовозами. «Был проведён пробный рейс. Мотовоз с двигателем «ХТЗ» в 30 лошадиных сил со скоростью 7 – 18 км в час за один день вывозит 350 – 400 кубометров дров, высвободив 10 человек и 10 лошадей». Значит, добились цели опаринские умельцы.

История Альмежа

И ещё одна поправка. На фото, где представители лесопунктов перенимали опыт работы с лучковой пилой – есть альмежанин. В первом ряду третий справа – Панов Михаил Маркович. В годы Великой Отечественной войны воевал в составе 4 воздушно – десантного корпуса. В районе Вязьмы в 1942 году пропал без вести.

« Эх, дороги…» в условиях нашего края. В прошлой статье разбирали возможности вывозки по летним дорогам – декавилькам. И всё же основная вывозка леса приходилась на зимний период, так как зимние дороги были менее затратные и производительные. Зимняя вывозка обходилась на 20% дешевле, чем летняя. Да и климатические условия способствовали. В наших краях снежный покров был до 168 дней в году – это с начала ноября и до середины апреля. Лес из лесосеки возили на крестьянских санях – дровнях – в Альмеже на таких санях и возили по ледяной дороге. Да и другой формы сани нельзя было вводить – приезжали колхозники работать на крестьянских санях.

Для перевозки долготья прицеплялись подсанки. По снежной дороге лошадь перевозила до 1,5 кубометров леса, а по ледяной на обычных санях до 5 – 6, а то и больше. Конечно, за такой дорогой приходилось следить – этим занималась дорожная бригада, которая утрамбовывала колеи, поливала водой, расчищала от снега. В начале 40–х видел сани с большим деревянным ящиком для воды. Набирали воду в водонапорной башне возле вокзала и везли в лес, открывали два жолоба, и вода стекала в колеи. Вот так и ремонтировалась такая дорога. Как возили лес в других лесопунктах – не знаю. В Вазюгском и Опаринском лесопунктах возили на тракторах – это так выглядело. Были там ледяные тракторные дороги?

 

Но не везде применялись сани – дровни. В некоторых лесопунктах применяли сани с более расширенным ходом — до 1,2 метра. Так они выглядели.

История Альмежа

Стоит сказать, что ещё в 1933 году лошадьми вывозили 96% древесины, 84% вывозили по обычным дорогам и только 12% по ледяным, остальное на тракторах.

В 1932 году было создано отдельно Министерство лесной промышленности. Вместо Лесрабкопа для снабжения лесорубов продуктами и промтоварами был создан ОРС (Отдел рабочего снабжения). С 1927 года в стране была введена карточная система на продукты питания. Лесорубы получали повышенный паёк – 1 кг хлеба, 200грамм крупы, 300 г рыбы или мяса на день и 900 г сахара, 600 г масла, 50 г чаю и 400 г махорки на месяц. Разрешалось на год купить по паре сапог и валенок – бесплатную спецодежду ещё не давали. Эти нормы распространялись и на мобилизованных рабочих из колхозов, которые за зимний сезон должны были выработать не 200 кубометров на человека, а возчики по 300. У последних 50% заработка перечислялось в колхоз – лошадь-то колхозная. Интересный приказ был вынужден издать директор Опаринского ЛТХ от 24 июня 1932 года. «На неоднократно даваемые распоряжения и предупреждения со стороны сектора снабжения Опаринского ЛТХ и помощника директора всем л/заготовительным пунктам под ответственность завпунктами о правильной выдаче и расходовании продуктов и фуража. Примером халатности является то, что продукты выдавались сезонным рабочим на большое количество дней вперёд, а рабочие по получении продуктов не ходили на работу». И такое было.

В 30 – е годы в СССР в некоторых отраслях производства вводился 6 часовой рабочий день. У 9% рабочих после 4 рабочих дней был выходной, а 10% рабочих, занятых в непрерывном производстве, после 3 восьмичасовых рабочих дней — два дня отдыха. ( А в наши дни по 10 часов – недоволен – проваливай и никто не защитит). В лесной промышленности сохранялся 8 часовой рабочий день. Внедрялась сдельная оплата труда, выдавались премии за перевыполнение норм, ещё – сдельно – прогрессивная, заготовленная древесина сверх нормы оплачивалась по более высоким расценкам. Трудно это внедрялось. В ноябре 1931 года директору ЛТХ пришлось издать приказ, где указывалось начальникам Аьмежского и Латышского лесопунктов о слабом использовании этих форм материального поощрения лесорубов. «Использование преимуществ расценок прогрессивной сдельщины нового тарифа поможет вербовщикам успешно заключать трудовые договора, привлекать единоличников и колхозников».

Приведу некоторые цифры по заготовке и вывозке древесины по некоторым пунктам. В приказе директора ЛТХ приводятся такие результаты работы – данные за 3 квартал 1931 года. По Альмежскому пункту было заготовлено дров 1349 кубометров, вывезено — 2114. По Латышскому – 1949 и 2000. По Опаринскому – 1148 и 393. По деловой древесине такие данные – по Альмежскому – заготовлено 207, вывезено 163 кубометра. По Латышскому – 174 и 347. По Опаринскому – 517 и 345. Есть данные по лесопункту 161 км – это, наверное, Вазюк, заготовлено деловой 1078 кубометров, вывезено 723. Если это Вазюкский пункт, то он очень часто был передовым в Опаринском ЛТХ. Во второй половине 30-х Опаринский ЛТХ был в числе передовых лестранхозов в Архангельской области.

Ю.Холопов, продолжение следует...