Исследователь железных дорог. Часть 2

Многие жители Опаринского района помнят, что в поселок Речной через Латышский, Маромицу и Северный  когда-то можно было добраться в пассажирском вагоне общего поезда, который тащил маневровый тепловоз.

Сесть в вагон   можно было на станции Латышский, перейдя железнодорожные пути – именно там начиналась эта ветка. По ней же выводились вагоны с лесом из названных выше населенных пунктов, где работали лесозаготовительные предприятия.

Потом вместо вагона некоторое время ходила автомотриса. А позднее перевозка людей по этой ветке совсем прекратилась.

В 2004 году по ней проехал наш гость и исследователь железных дорог Сергей Болашенко. Вот что он рассказал  на своем сайте и запечатлел при помощи фотоаппарата.

«Железнодорожная линия Латышский – Маромица – Речной — это сравнительно небольшая ведомственная железнодорожная линия,  расположенная в Опаринском районе Кировской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 32 километра. По впечатлениям автора (2004 год), она заметно отличается от многих других лесовозных железных дорог неплохим состоянием пути и отсутствием «депрессивной» атмосферы в лесных посёлках.

История

Разъезд и посёлок Латышский появился на Вятско-Двинской железной дороге во времена «столыпинской» аграрной реформы (приблизительно в 1913 году). Название объясняется тем, что его первыми жителями оказались переселенцы-латыши.

Точная дата появления железнодорожной ветки Латышский — Речной автору неизвестна. Скорее всего, она была построена в довоенные годы, а основной рабочей силой на строительстве были заключённые. По некоторым данным, участок Латышский — Маромица был открыт в 1937 году.

До начала 1990-х годов здесь было регулярное пассажирское сообщение — на эту ветку шёл один из вагонов пассажирского поезда Киров — Котлас. По данным на 2004 год, «официального» пассажирского движения здесь нет. Но де-факто оно существует: из посёлка Речной утром каждого рабочего дня отправляется «рабочая» автомотриса. Как минимум, она доезжает до станции Маромица, нередко «продляется» и до Латышского (формально — для доставки на линию путейцев, производящих замену шпал). Вечером автомотриса возвращается назад, в Речной. Проехать в ней может любой желающий.

Регулярно (обычно не реже одного раза в сутки) с нижнего склада на 30-м километре и со станции Маромица вывозится лес.

Владельцем железнодорожной линии, по состоянию на 2004 год, является П́aломицкий леспромхоз, находящийся в посёлке Речной и входящий в состав ОАО «Лесной профиль». Прежний владелец — Волмангский леспромхоз (он «базируется» в посёлке Мaромица). По другим данным, Волмангскому леспромхозу принадлежала только часть ветки, а перегон Северный — 30 километр — Речной всегда относился к Паломицкому леспромхозу.

Краткое описание железнодорожной линии (по состоянию на июль 2004 года)

Латышский (0 км)

Небольшая станция на магистральном неэлектрифицированном однопутном участке Киров — Котлас (Кировское отделение Горьковской железной дороги). За стрелкой, где отходит линия на Маромицу, стоит табличка с надписью «ГРАНИЦА ПОДЪЕЗДНОГО ПУТИ». Привычной в таких случаях «станции примыкания» здесь не существует.

От Латышского до Маромицы никакого путевого развития не встретится. На девятом километре когда-то был лесной посёлок, но видимых следов от него не заметно.

М́аромица (15 км)

Расположена почти в центре железнодорожной линии, может претендовать на статус её главной станции. Здесь «прописано» не меньше двух тепловозов ТГК2.

В посёлке когда-то была лесовозная узкоколейная железная дорога (закрыта примерно в 1969 году). Действуют небольшие предприятия лесной промышленности. Существует автобусное сообщение с районным центром, посёлком Опарино (каждый вечер, после прибытия на станцию Опарино пассажирского поезда Киров — Луза автобус отправляется до Речного, по пути заезжая в Маромицу).

Обозначенная на картах прямая автодорога Маромица — Опарино (длиной 16 километров) — плод фантазии картографов. На самом деле, расстояние до райцентра составляет 32 километра (нужно ехать на юг, в сторону деревни  Дуванное, а через 20 километров свернуть налево). Дорога выложена бетонными плитами, и является одноколейной. Разъезд встречных автомобилей может оказаться проблемой.

В́eрлюг (22 км)

Когда-то здесь была крупная станция и посёлок, до сих пор обозначенный на картах. От станции не осталось почти никаких следов, а место, где находился посёлок, угадывается лишь по безлесному пространству.

Северный (27 км)

Действующая станция, расположенная вблизи крупной исправительно-трудовой колонии, сохранившейся со сталинских времён (учреждение ОР-216/9 Министерства Юстиции РФ). Обширное пространство к югу от станционных путей огорожено колючей проволокой. К северу от станции находятся жилые дома сотрудников колонии.

На заброшенных путях станции можно видеть несколько старых заржавевших пассажирских вагонов. На одном из вагонов удалось прочесть выцветшую надпись: «приписан ст. Латышская ГЖД Поломский ЛПХ». Скорее всего, она была сделана ошибочно — известно, что станция Латышский никогда не называлась Латышской (такая станция находится в Московской области), а леспромхоз всегда был Паломицким.

30 километр

На топографической карте здесь отмечена «казарма 30 км». В действительности на этом месте находится главный нижний склад Паломицкого леспромхоза с многочисленными консольно-козловыми кранами. Путь к нижнему складу отходит на 29 километре.

Территория нижнего склада растянута в длину более чем на километр. Линия на Речной обходит её с левой стороны.

Речной (32 км)

Конечный пункт железнодорожной линии, сравнительно небольшой посёлок. Несмотря на его название, рек поблизости нет (за исключением крошечного ручья Маромица). В центре посёлка есть пруд. В застройке преобладают двухквартирные одноэтажные дома постройки 1950-х годов. Ни одного более или менее или менее значительного предприятия здесь нет.

Станция Речной функционирует как место приписки и отстоя подвижного состава. Погрузка здесь не ведётся. Имеется деревянное здание с табличкой «тепловозное депо». В нём содержится автомотриса («ДМка») и тепловоз (предположительно, ТГМ23).

На путях можно видеть тепловоз ТГМ23Б-1762, подъёмный кран и снегоочиститель. Кроме того, здесь врастают в землю два «памятника» — остатки тепловоза ТТМ23Б-2310 и тендера от паровоза Эу-6047.

Фото и текст Сергея Болашенко.

От редакции: Нет уже ни Паломицкого, ни Волмангского леспромхозов. Но спасибо человеку, благодаря которому мы можем узнать и увидеть то, что теперь сокрыто далью времени.